Статья Сущность компетентностного подхода и деятельность школы по его реализации


Сущность компетентностного подхода и деятельность школы
по его реализации.
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, 
дай мне действовать самому – и я научусь”
  Китайская мудрость
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Поэтому в целях качественного перехода на 12 образование школа работает над темой «Реализация компетентностного подхода в условиях перехода на 12 летнее образование». Каждое школьное методическое объединение реализуют свои темы. А именно,
секция учителей английского языка «Использование технологии проектов на уроке иностранного языка при компетентностном подходе в условиях сельской школы»
секция учителей истории «Использование активных форм обучения как средство формирования информационной компетенции учащихся»
секция учителей естественных наук «Применение оптимальных форм и методов в преподавании биологии, химии и географии, позволяющих повысить качество знаний и совершенствовать урок»
секция учителей начальных классов «Применение компетентностного похода в начальной школе»
секция учителей физической культуры «Использование приемов современных педагогических технологий с позиции здоровьесбережения в образовательном процессе»
секция учителей каз языка «Оқу–тәрбиелік үрдісінің технологиясы, білім жүйесінің қажетті сапалық шарты» (Технология учебно-воспитательного процесса-необходимое качсетвенное условие образовательной системы)
секция учителей математических наук «Активизация познавательной деятельности на уроках с использованием ИКТ»
секция учителей труда, изо, черчения, музыки «Урок как среда развития духовного мира ребенка, его ценостных ориентаций, мировоззренческих представлений»
Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен лишь в рамках компетентностного подхода к образованию. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Если при традиционном подходе результаты обучения можно охарактеризовать, отвечая на вопрос: "Что нового узнал ученик в школе?", то при компетентностном подходе - ответом на вопрос: "Чему научился ученик за годы обучения в школе?". Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Поэтому современный урок - это урок, на котором должны формироваться компетенции, необходимые ученику дл интеграции в современную жизнь, на котором формируется ученик в соответствии с требованиями общества своей страны. Одним из основных направлений работы по реализации данного подхода является применение компетентностных заданий. (Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»). С осуществлением компетентностного подхода изменилась функция учителя на уроке. Современный учитель должен организовать процесс так, чтобы учащийся имел возможность добыть знания.
В целях поэтапного перехода на 12 летнее образование во всех средних школах введено профильное обучение. Учитывая интересы учащихся в этом году организованы 2 профильных класса естественно-математического направления: географо-математический и биолого-математический профиль, в которых обучается 27 уч-ся. С учетом направления введены прикладные курсы: «Математика для экономистов», «Математика и статистика», «Общая география», «Избранные вопросы анатомии и физиологии человека», «Биохимия», «Все живое вокруг».
Какие же изменения произошли за это время в школе?
С точки зрения материально-технической базы: приобретена мебель для миницентра, для кабинета самопознания, интерактивное оборудование (9), кабинеты новой модификации (физики, химии, биологии), новые компьютеры (моноблоки, ноутбуки), выделены 2 единицы инженер по оборудованию и специалист по ИТ.
С точки зрения учебно-воспитательного процесса: введены прикладные курсы в профильных классах, появился новый предмет «Самопознание» в 1-11кл, обязательный курс «Религиоведение» в 9кл, курсы по выбору «Краеведение» в 7кл, «Абайтану» в 9кл, английский язык в 1кл, информатика с 5 клВ целях повышения профессиональной компетентности, профессионального роста, формирования готовности к работе в условиях 12- летнего образования педагоги школы
проходят обучение на курсах повышения квалификации при филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», при филиале ЧУ «Центр педагогического мастерства», при региональном научно-практическом центре «Костанай дарыны» (за 1 полугодие 2013-2014 уч года 23 учителя прошли курсы переподготовки)
Участвуют в конкурсах педагогического мастерста «Лучший учитель математики» 1 место в районном конкурсе Расчетов, Гарашова С.З., «Лучший учитель казахского языка»-грамота в номинации «Лучший видеоролик» Жумабекова К.Б., «Лучший учитель начальных классов», «Дидактическое сопровождение преподавания предмета «Самопознания», «Лучший творчески работающий учитель»-1 место Бякова Е.В. и дрУчаствуют в дистанцинных конкурсах, интернет-олимпиадах
Лиценцируют работы (за все время залицензированы 2 курса: прикладной курс «Биохимия» рук Мажара Е.Г, Баймухамедова Н.А. курс по выбору «Сочинения в газетных жанрах» рук Вегнерис О.Г)
В целях приобретения опыта по реализации компетентностного подхода педколектив школы (30 учителей) в 2011-2012 уч. году участвовал в инновационом проекте «Инновационная школа 21 века» , 8 учителей произошли уровневые курсы по программе Кембриджского университета, а с 2013 года школа участвует в проекте «СЭО» ( в связи с этим 12 учителей школы прошли курсы «Управление обучением в системе электронного обученияв в организациях образования.».
Сертифицированные учителя в 2012 году приняли участие в областном конкурсе «Ойшыл іскер». Сертифицированный учитель Алимбаева Н.К. в соответствии с темой исследования «Особенности работы с академически одаренными детьми в условиях сельской школы» приняла участие в Республиканском семинаре «Системный подход в организации деятельности с одаренными детьми в условиях сельской школы» (публикация статьи в сборнике материалов семинара). Вегнерис О.Г. в рамках школы проводит исследование по теме «Развитие критического мышления». Отслеживание реализации идей курсовой подготовки находится на внутришкольном контроле. По итогам контроля отмечена результативность и целенаправленная работа по реализации идей курсовой подготовки сертифицированных в 2012 году учителей: Карпухиной Н.И., Лукьяновой Н.Н., Бяковой Е.В. На посещенных уроках прослеживается использование модулей: развитие критического мышления, учет индивидуальных и возрастных особенностей, развитие одаренных и талантливых детей. Учителю казахского языка Жусуповой К.М. при проведении групповых занятий не удается добиваться приемлемой дисциплины.
Доля учителей, принявших участие в конкурсах и занявших призовые места: (слайд)
Лукьянова Наталья Николаевна – учитель начальных классов первой категории. Награждена дипломом победителя международного педагогического конкурса «Сердце отдаем детям», сертификат участника открытого всероссийского конкурса с международным участием «Учитель начальных классов – 2013» (Центр педагогических технологий им.К.Д.Ушинского «Новое образование»), подготовка материалов для участия в выставке республиканской конференции сертифицированных учителей 3 уровня.
Расчетов Лев Сергеевич – учитель математики без категории. Грамота республиканского конкурса «Лучший педагог-исследователь» - 1 место, сертификат участия в республиканском конкурсе и публикация статьи «Школа 21 века глазами молодого учителя», сертификат участника в региональной дистанционной конференции «Мобильная среда обучения и современное образование», публикация в журнале «Век науки и образования» №4-6 2013. Статья «О проблеме мотивации школьников к изучению математики».
Галлямова Галина Николаевна – психолог первой категории, первое место в областном конкурсе и участие в республиканском конкурсе «Лучший психолог 2013 года», гран-при районного конкурса «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания», гран-при районного конкурса «Волонтер года» (ученица 11 класса Кирчей Юлия).
Бякова Елена Викторовна – учитель истории первой категории, сертификат участника Республиканской конференции сертифицированных учителей: мастер-класс «совершенствование процессов обучения через систему критериального оценивания», публикация статьи в республиканском журнале «Тренер» на тему «Применение критериального оценивания на уроках истории», является руководителем научного проекта по всемирной истории «Трагическое событие у подножия вулкана» (ученица 6 класса Тыдерко Ирина).
Творческий дуэт учителя русского языка и литературы Вегнерис О.Г. и учителя технологии Качановой Л.В. был отмечен благодарственным письмом от руководства музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна» за участие в международном историко-литературном конкурсе «Л.Н.Толстой и Казахстан»: Качанов Владимир, Стовбур Ольга.
Карпухина Наталья Игоревна – учитель начальных классов приняла участие в областном конкурсе инновационных педагогических проектов «Качественное образование- будущее нации», подготовка материалов для участия в выставке республиканской конференции сертифицированных учителей 3 уровня.
Палейкина Альфия Александровна – 3 место в районном конкурсе «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания».
Зверева Людмила Владимировна – номинация «Творчество» в районном конкурсе «Лучшее дидактическое сопровождение преподавания самопознания».
В рамках указанного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями, понимают "способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем" .Поэтому цель школьного образования заключается в следующем:
Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
 Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
Научить ориентироваться в мире духовных ценностей,отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодня школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
В рамках осуществления компетентностного подхода в течение учебного года администрацией школы посещаются уроки. Так посещение уроков в 1 полугодие показало, что
учитель математики Гарашова С.З. на уроке в 9кл по теме «Геометрическая прогрессия» актуализацию новых знаний проводил с использованием частично-поискового метода обучения, развивал внимание и мыслительную операцию через четкую организацию урока. Рассматривались задачи практического характера, связанные с биологией, физикой, экономикой. Например «Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был 10 000тг»
учитель математики Расчетов Л.С. на уроке в 6кл по теме «Действие над рациональными числами» применил такое компетентностное задание «Вы пришли в продуктовый магазин. Мама вас попросила купить продукты по списку и дала определенное количество денег. Вам нужно посчитать, сколько вы заплатите денег». К этому заданию был подготовлен прейкурант с ценами, список покупок, кассовый чек.
учитель биологии Мажара Е.Г. на уроке в 9кл по теме «Иммунитет» использовал компетентностное задание «Составить памятку «Как повысить иммунитет», используя дополнительную информации по способам развития и поддержке иммунной системы человека. В рамках своего выступления приведите доводы в пользу своих советов». Данное задание способствовало формированию таких компетенций как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная.
учитель истории Бякова Е.В. в 6кл по теме «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» в течение урока включал уч-ся в поиск решений. Использовал дифференцированный подход в обучении, метод самооценки знаний. Урок способствовал формированию информационной, познавательной, коммуникативной компетенции.
так же дифференцированный подход в обучении, формирование информационной и коммуникативной компетенции осуществлялось на уроке русского языка в 9кл по теме «СПП с придаточными обстоятельственными» у Вегнерис О.Г.
учитель истории Шарипова Г.Г. на уроке в 9кл тема «Рынок и рыночные отношения» сопровождается во взаимосвязи с реальной жизнью, используются вопросы, заставляющие уч-ся думать и мыслить. Компетентностный подход осуществляется через домашние задание творческого характера «Составить свой бизнес-план». На уроке по теме «Иран и Афганистан» формирование информационных компетенций осуществлялось так же через домашние задание «Рассказать о новостях, происходящих в Иране и Афганистане в период с 25 по 29 ноября».
учитель Бабий А.Ю. на уроке в 7кл по теме «Физикогеографическое положение материка Австралия» формирование познавательных интересов осуществлялось при работе с дополнительным текстом (прочитать, выписать имена ученых и их заслуги для Австралии).
применение метода проектов прослеживается на уроках англ языка у Головченко С.М. Так, в 5 кл учащиеся работали над проектом « Мой дом - моя крепость», составляли рассказ о своей семье. Каждым ребенком были заранее приготовлены наглядные пособия, рисунки, фотографии своей семьи. В 8«Б» классе были разработаны интересные и познавательные проекты по темам: «Праздники и обычаи в Казахстана и Великобритании»,« Рождество», «Хэллоуин». В 11кл подготовлены проекты «Путешествие по городу или по стране».
Итак, компетенции формируются в школе с помощью различных средств. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Нужно отметить, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. Так одной из главных задач, поставленной перед образованием является формирование функциональной грамотности школьников.     Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. Поэтому в учебных планах предусмотрено выделение необходимого количества учебных часов для обучения чтению, математике и формирования естественнонаучной, информационной, языковой грамотности.
Внешние оценивание функциональной грамотности учащихся осуществляется через участие учащихся в предметных олимпиадах, различных конкурсах, проектах, НОУ, ЕНТ, ВОУД, ОСОКО и др. Результаты внешнего оценивания функциональной грамотности уч-ся за 1 полугодие: 9 призовых мест в районной предметной олимпиаде, 2 призовых места в областной олимпиаде (1 место –Калиева А. 11 кл, 3 место –Жунусова З кл), 1 место в областном конкурсе «Лучший волонтер года» (Долженко А 11кл), 1 место в районном конкурсе «Лучший волонтер года» (Кирчей Ю 11 кл), в районном конкурсе «Бизнес-проектов» Галлямов А. занял 1 место (рук Галлямова Г.Н.)
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций. В этом учебном году на ВШК во 2 четверти ( декабрь) был вынесен контроль проверки портфолио учащихся.
Внутришкольное оценивание функциональной грамотности осуществляется через проведение контрольных срезов, пробных тестирований, итогов четверти и года. Результаты проведенных срезов показывают, что 50% уч-ся не усваивают определённые темы. Некоторые хорошисты и отличники не могут применить свои знания на практике, т.е. не всегда подтверждают свои знания. Показатели качества знаний за 2 четверть (29,8%) свидетельствуют о том, что оценивание знаний, формирование познавательных способностей находится не на должном уровне. Посещение уроков показывает, что оценивание знаний осуществляется с учетом компетентностного подхода у сертифицированных учителей. Большинство учителей оценивают знания по традиционному подходу («знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - плохо), являясь субъектом оценивания.
Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет
повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении:
И в завершении хочется сказать: урок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих данных и способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя. Достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.