Урок по математике на тему «Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих действия разных ступеней, без скобок» 2 класс

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 40» города Смоленска



Конспект урока по математике 2 класс





ТЕМА «Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих действия разных ступеней, без скобок»










Автор: Варганова Татьяна Ивановна
Место выполнения работы: МБОУ «СШ №40», Смоленск, Королевка микрорайон, ул. Валентины Гризодубовой, д. 6







2015г.

Тема: Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих действия разных ступеней, без скобок.



Цель: Познакомить учащихся с порядком выполнения действий в выражениях, содержащих действия разных ступеней без скобок.



Планируемые результаты:
Предметные: - составить последовательность действий при нахождении значений выражений, содержащих действия разных ступеней без скобок;
- создать условия для решения задач способом составления числовых выражений.

Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные: - принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в не свои коррективы;
- проводить сравнение, аналогию, и на ее основе самостоятельно строить выводы.
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.



Демонстративный материал: мультимедийный проектор с экраном для фронтальной работы, компьютер, карточки с заданиями.










Ход урока


Мотивация учебной деятельности.

1). – Сегодня нам предстоит большая совместная работа, поэтому настройтесь на серьезный лад, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы себе, одноклассникам и мне.
2). – Вместе с нами будут работать герои замечательной сказки. Какой? Вы узнаете, если отгадаете загадки.

а) У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный Кто же это?.. (Буратино)

б) Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка-кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос... (Мальвина)

– Из какой они сказки? Кто автор? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Н. Толстой).


Актуализация знаний.

1). Математический диктант. (1 человек у доски).
– Найти сумму чисел 43 и 12.
– Уменьшаемое 39, вычитаемое 16. Найти разность.
– 5 увеличить в 4 раза.
(55, 23, 20)

2). Задачи.
а). При постройке забора плотники поставили 5 столбов, по прямой расстояние между которыми было по 2 м. Какова длина забора?
б). В квартире было 3 комнаты. Из одной комнаты, с помощью внутренней перегородки, сделали 2. Сколько комнат теперь в квартире?
в). Два крестьянина шли из деревни в город, а навстречу им еще 5 крестьян. Сколько всего крестьян шло из деревни в город?
(8, 4, 2)

3). Работа в парах.
– Из чисел первой строчки составить выражения с действиями 1 ступени, не меняя порядка чисел.
– Из чисел второй строчки составить выражения с действиями второй ступени, порядок чисел не изменять.
55 + 23 + 20 = 98
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вывод: Если в выражении есть действие одной ступени, то их выполняют в том порядке, в котором они записаны.


Определение темы и цели урока.

– Буратино тоже составил из чисел выражение. Посмотрите, что у него получилось?.
8 + 4 · 2
– Какую ошибку он допустил?
– Почему он не смог найти значение выражения?
– Давайте поможем ему!
– Определите тему урока (порядок выполнения действий в выражениях, содержащих действия разных ступеней, без скобок).
– Определите цели урока.


Усвоение новых знаний и способов действий.

1). Поиск решения проблемы. Работа по группам.
Задание:
Определить порядок выполнения действий в выражениях, содержащих действия 1 и 2 ступени. Найти значение последнего выражения.

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
6 группа
на экране

16
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ответы по памятке.

Памятка.
1. Определить, что общего у выражений.
2. Найдите закономерность при нахождении значения выражений.
3. Определите порядок выполнения действий.
4. Найдите значение последнего выражения.
5. Сделайте вывод: действие какой ступени выполняли первым, какое вторым.


Общий вывод: В выражениях, содержащих действия 1 и 2 ступени, сначала выполняют действия 2 ступени, а потом 1.

2). Сравнить вывод с правилом учебника.
3). Решить пример Буратино:
2 1
8 + 4 · 2 = 16



8

4). № 408
а). Выписать выражения в два действия и найти их значения: (решение с комментированием):

78 – 27 : 3 = 69 53 + 9 · 4 = 89 81 – 7 · 6 = 39

9 36 42

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.

б). Работа у доски.

– А теперь усложним задачу. Найдите значение выражений с большим количеством действий.
1 3 2 1 3 2 1 3 2 4
4 · 2 + 12 : 4 = 11 24 : 6 + 8 · 3 = 28 6 · 4 – 5 · 3 + 38 = 47

8 3 4 24 24 15
9
Вывод.

5). Самостоятельная работа. (по карточкам).



1 вариант 2 вариант
2 1 2 1
60 – 16 : 4 = 56 50 – 12 : 3 = 46

4 4
2 1 2 1
18 + 6 : 4 = 42 16 + 4 : 7 = 44

24 28
1 3 2 1 3 2
12 : 3 + 2 · 8 = 20 20 : 5 + 9 · 2 = 22

4 16 4 18
2 3 1 2 3 1
8 · 5 – 21 : 3 = 33 6 · 5 – 18 : 2 = 22

40 7 30 8
1 2 3 1 3 2
5 · 6 + 24 – 8 = 46 5 · 5 – 7 + 12 = 30

30 25
54 18


Самооценка. (на экране).
Критерии : 5 выражений – 5
4 выражения – 4
3 выражения – 3
0 – 2 выражения – 2

– Кто получил 5? 4? 3? 2?
– Где испытывали затруднения?

6). Решение задач № 409.
а). Прочитать задачи.
б). Разобрать (условие, вопрос).
в). Сравнить задачи (составные, 2 действия, одинаковые числа, второе действие, сложение; отличаются: в 3р. >, в 3р. <).
– Какое действие должны выполнить, если сказано в 3р. больше? В несколько раз меньше?
г). Записать решение, составив сложное выражение, и ответ.

Вывод: Каким правилом руководствовались при нахождении значения выражения?


Подведение итога работы. Рефлексия.

1) – Вспомните тему урока.
– Цели урока.
– Как вы думаете, достигли мы цели?
– В каком порядке выполняются действия?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Какие трудности испытывали?

2). – Мальвина и Буратино приготовили для вас задание. (каждое выражение записано на отдельной карточке, с обратной стороны значение выражения и буква).
70 – 2 · 5 = 20 + 8 : 4 – 15 =
16 + 2 · 3 = 16 + 14 + 24 : 6 =
32 + 8 · 4 = 27 : 3 + 5 + 11 =
4 · 4 + 9 : 3 =

– Расставьте полученные результаты в порядке убывания и прочитайте слово. (Молодцы)

– Так вашу работу оценили наши герои. Я с ними согласна.

Выставление оценок за работу.




15