Урок-исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения прочных знаний по предмету. ( Из опыта работы.)

Автор статьи Н.В.Цаплина, учитель начальных классов
МБОУ «Берёзовская СОШ№2». Урок–исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения прочных знаний по предмету.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Дистервег А.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как
современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.
Не вдаваясь в детальное обсуждение всех требований Стандарта и возможных путей их реализации, остановлюсь лишь на некоторых наиболее очевидных требованиях, ориентируясь на которые учитель мог бы строить свои уроки по-новому.
Какими же признаками должен обладать урок, ориентированный на новый стандарт? Важнейшим признаком урока по новому Стандарту является наличие в его методическом арсенале деятельностного метода. При работе с младшими школьниками реализуются три основных вида деятельности: учебная, игровая и учебно- исследовательская. Учебная и игровая деятельности для практики работы начальной школы традиционны. Учебно- исследовательская деятельность- явление сравнительно новое.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.
Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Мои ученики учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.
Задачи поисково-исследовательской деятельности.
Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформление результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими
Активное использование в организации образовательного процесса поисково-исследовательской деятельности младших школьников «даёт возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможности осваивать не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества»/Симонов В. П. Планирование, организация, анализ и оценка эффективности урока: Учеб. пос. по спецкурсу. М., 1988.
В основе поисково-исследовательского метода лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Как использую на практике проблемно – поисковый метод, как организую исследовательскую деятельность учащихся на своих уроках, хочу показать на фрагментах уроков русского языка и математики.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
На уроках русского языка я организую три вида исследования:
- исследование словарного слова;
- исследование текста;
- исследование фразеологизма.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
- выбор темы
- формулирование целей
- составление плана исследования
Второй этап - основной
- сбор материала
- обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
- представление результатов исследования
- обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
1.Знакомство со словом.
2. Этимологическая справка.
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
4.Однокоренные слова.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
7. Словосочетания.
8. Предложения, тексты.
9. Краеведение.
Одним из интересных приемов словарной работы, на мой взгляд, является «усиление» орфограммы. «Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.
Этапы работы по «усилению»:
Выделение трудной орфограммы;
Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву?;
Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»;
Коллективный выбор лучших из предложенных вариантов;
Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.


На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.
Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.
Второй вид - это исследование текста. Для анализа беру художественные тексты. Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цели: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести
исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.

Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1) Создание проблемной ситуации.
- разделите данные слова: деньки, вьюга, коньки, ружьё, листья, воробьи
- на две группы (групповая работа).
а) Разделительный мягкий знак.
в) Мягкий знак-показатель мягкости.
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему задание одно, а выполнено по - разному?
3) Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с заданиями.
Деревья, белье, ручьи, ночью, веселье.
а) прочитай слова и запиши их в тетрадь;
б) букву, которая написана перед мягким знаком - подчеркни синей линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
в) букву, которая написана после мягкого знака - подчеркни красной линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, делает свой вывод.
Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся осознанных прочных вычислительных навыков. Было бы ошибкой решать эту задачу только путём зазубривания таблиц и использование тренировочных упражнений. Возникает вопрос можно ли решить одновременно, в тесной взаимосвязи такие задачи, как формирование прочных вычислительных навыков и развитие школьников. Ответ может быть только положительным.
Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, умения подметить закономерности, выявить сходство и различие в решаемых выражениях, установить доступные зависимости – вот основные особенности методики формирования вычислительных навыков.
В своей работе я уделяю большое внимание поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, вызывая тем самым интерес, открытие нового, участие в диалоге, понимание материала, т.к. нельзя не понять то, что открыл сам. Открывая новые для себя знания, ученики являются исследователями.
Поисково-исследовательский метод – это метод привлечения к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых учащиеся устанавливают связи, делают выводы, познают закономерности.
Приведу примеры.
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Их можно удачно использовать в ходе проведения устного счёта. Исследование числа, ряда чисел, суммы, разности, произведения, частного.
Исследование ряда чисел.
-Дан ряд чисел: 13, 17, 21. Что можно сказать об этих числах?
(Двузначные, нечётные, увеличиваются на 4.)
- Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо, увеличивая на 4.
( 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.)
- Какие числа в получившемся ряду?
( Однозначные и двузначные, нечётные)
- Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строчки.
( 1 5 9 13 17
21 25 29 33 37)
- Что интересного вы заметили?
(В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое число единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.)
- Сложите числа каждого столбика.
( 22, 30, 38, 46, 54.)
- Что можно сказать о них?
( Они чётные и увеличиваются на 8.)
- Почему?
( Мы дважды увеличили числа на 4.)
- Используя числа из подчёркнутого ряда, составьте верные равенства.
(17 + 9 – 1 = 25, 13 + 17 – 1 = 29, 13 + 25 – 1 = 37, 5 + 9 - 1 = 13, 17 + 5 – 1 = 21, 29 + 9 – 1 = 37, 25 – 5 + 1 = 21, 29 – 9 + 1 = 21, 33 – 13 + 1 = 21.)
- Сложите числа из подчёркнутого ряда парами, начиная с самого маленького и самого большого.
( 1+ 37 = 38, 5 + 33 = 38, 9 + 29 = 38, 13 + 25 = 38, 17 + 21 = 38.)
- Найдите разность этих чисел.
(37 – 1 = 36,33 – 5 = 28, 29 – 9 = 20, 25 – 13 = 12, 21 – 17 = 4.)
- Запишите результаты в строчку.
(36, 28, 20, 12, 4.)
- Что можно сказать об этих числах?
(Каждое следующее число меньше предыдущего на 8.)
- Найдите «лишнее» число. Чем оно отличается от других чисел?
( 4 – однозначное число, остальные числа двузначные.)
- Разделите каждое число на 4.
( 36:4=9, 28:4=7, 20:4=5, 12:4=3, 4:4=1.)
-Что интересного вы заметили?
( Значения частных выражены однозначными нечётными числами.)
При рассматривании различных видов задач, можно тоже использовать поисково-исследовательский метод.
Составление текста задачи по чертежу или краткой записи.
Широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Наши маленькие исследования” и идут по темам.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, самостоятельность, т.е. формируются так называемые нравственные привычки.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследование в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешно учиться.



15