Рабочая программа по доп. образованию Куклы — обереги (3 — 4 класс)


Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ»
Составитель: Королёва Т. А.
Учитель технологии
ГО Красноуфимск, 2016 г.
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка………......3
2. Общая характеристика учебного курса………...4
3. Описание места учебного курса в учебном плане.. ……...5
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса……......6
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса……6
6. Содержание учебного курса…………10
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………12
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности……16
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Куклы – обереги» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 3, 4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда;
формировать прикладные умения и навыки;
воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
1 уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а также пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди
Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно - нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Программа ориентирована на формирование у обучающихся интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Возраст обучающихся: с 8 – 10 лет. Особенности возрастной группы, которым адресована данная программа. Это один из самых значимых периодов детского развития. Особенности младшего школьного возраста: повышенная подвижность, импульсивность, внушаемость, подражаемость, эмоциональность. Эти особенности детей данного возраста учитывались при составлении данной программы.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект - субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно - прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы обучающегося - развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, улучшает глазомер обучающегося, развивает мелкую моторику рук.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МБОУ ОШ 7 определено 35 часов в год, 1 час в неделю, для обучающихся 3, 4 классов. Кроме теоретических знаний, дети знакомятся с народной куклой-оберегом в форме практических занятий, на которых изготавливают изучаемые виды кукол.
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий:
общее число учебных часов –35 часов в год
число часов в неделю – 1 занятие;
периодичность – еженедельно;
Состав группы – постоянный;
Набор детей – свободный;
Численный состав:15 человек.
Формы работы: беседы, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов,
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, видео уроки, экскурсии в местный музей, практическая деятельность, экспериментирование с материалами, выставки детских работ, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Виды деятельности: игры, оздоровительные минутки, тренинги, беседы, экскурсии, театрализованная деятельность.
Основные составляющие занятий:
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
организация рабочего места
повторение пройденного материала
организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;
практическая работа;
физкультминутки;
подведение итогов, анализ, оценка работ;
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Куклы – обереги» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
У него будут сформированы
учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства и технологии;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающийся получит возможность
для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапреметные результаты освоения курса
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к произведениям декоративно – прикладного искусства;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий
Коммуникативные универсальные учебные действия:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
уважать и ценить художественно - творческую деятельность человека;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
эмоционально - ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
создавать элементарные композиции на заданную тему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Образовательный результат:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
названия материалов, из которых делают кукол;
названия кукол, выполненных в течение учебного года.
уметь:
выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
изготавливать самостоятельно куклу;
правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
правильно использовать инструменты.
иметь представление:
о видах декоративно-прикладного искусства;
о народных традициях, связанных с определённой куклой
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание курса «Куклы – обереги» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории).
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у обучающихся формируется творческая и познавательная активность.
Технико-технологические сведения:
Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта). Виды тканей растительного происхождения: хлопчатобумажные (ситец, сатин, байка), льняные (полотно). Различие тканей по толщине, шероховатости, окраске, рисунку. Лицевая и изнаночная стороны. Нитки, их назначение: швейные, штопальные, для вышивания, для вязания. Различие ниток по толщине, прочности, цвету. Тесьма. Простейшие виды стежков и швов: «вперед иголку» (соединяющий) и «петельный» (обметочный). Способы разметки ткани.
В начале курса изучается назначение и правила работы с инструментами и приспособлениями для работы, (повторяется регулярно):
Ножницы, иглы, наперстки, булавки, портновский мел, сантиметровая лента. Правила хранения инструментов. Игольницы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглою.
В основе изготовления куклы лежат одни и те же простые операции: подбор ткани, наматывание и закрепление нити, завязывание узлов, отрывание ткани определённого размера (если ребёнку трудно разрывать ткань, то ему разрешается выкроить деталь по шаблону с помощью ножниц). Освоение и закрепление навыка выполнения этих операций входит в содержание практической работы каждой темы.
Содержание учебного курса, первого года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с текстильными изделиями, понятие о традиционной кукле и лоскутном шитье, как видах декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности. Осмотр мини - выставки в кабинете.
Тема 2. Знакомство с инструментами и приспособлениями, материалами. Беседа, работа с наглядными пособиями – теоретическое занятие.
Тема 3. Беседа о народной кукле. Чтение сказки «Крупеничка». Показ образцов готовых кукол. Рассказ об истории и смысле традиционной куклы (обереговая, обрядовая, игровая) с демонстрацией.
Тема 4. Изготовление оберега «Птица счастья», Кукла «Бессонница» Беседа о смысле оберега. Показ готовых кукол - оберегов. Технология и варианты изготовления.Практика: Изготовление оберега «Птица счастья». Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы.
Тема 5. Изготовление кукол «Пеленашка», «Младенчик». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол.Практика: Изготовление кукол «Пеленашка», «Младенчик». Оценка работы
Тема 6. Изготовление куклы «Ангел». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол.Практика: Изготовление куклы «Ангелочек». Оценка работы
Тема 7. Изготовление куклы «Неразлучники». Беседа о свадебных обрядах. Показ готовых кукол, роль куклы. Технология и варианты изготовления.Практика: Изготовление куклы «Неразлучники». Изготовление куклы. Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы.
Тема 8. Изготовление куклы «Берестушка». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 9. Изготовление кукол «Лихоманок». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 10. Изготовление куклы «Покосница». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 11. Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 12. Игровая программа - «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Эмоциональная точка курса, года, проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в игровой форме. Выставка работ.
Содержание учебного курса, второго года обучения.
Повторяются технико-технологические сведения, изученные в первый год обучения:
Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта). Виды тканей растительного происхождения: хлопчатобумажные (ситец, сатин, байка), льняные (полотно). Различие тканей по толщине, шероховатости, окраске, рисунку. Лицевая и изнаночная стороны. Нитки, их назначение: швейные, штопальные, для вышивания, для вязания. Различие ниток по толщине, прочности, цвету. Тесьма. Простейшие виды стежков и швов: «вперед иголку» (соединяющий) и «петельный» (обметочный). Способы разметки ткани. Способы раскроя деталей (по шаблону, по размеру, способ рвания ткани)
Повторяются правила работы с инструментами и приспособлениями для работы:
Ножницы, иглы, наперстки, булавки, портновский мел, сантиметровая лента. Правила хранения инструментов. Игольницы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглою.
В основе изготовления куклы лежат одни и те же простые операции: подбор ткани, наматывание и закрепление нити, отрывание ткани определённого размера. Однако при изготовлении куклы требуется не только знание технологии, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. На это и обращается особое внимание в процессе изготовления куклы.
Тема 1. Вводное занятие. Повторение понятий о традиционной кукле, как виде декоративно-прикладного творчества.
Тема 2. Повторение ручных швов: назначение швов, технология выполнения, техника безопасности.
Практика: Повторение швов «вперед иголку», «назад иголку», «петельный» шов. Изготовление образцов. ТБ.
Тема 3. Самостоятельное закрепление материала «Ручные швы»: Инструменты и материалы, рабочее место. Основные технические приёмы.Практика: изготовление подарочной игольницы.
Изготовление шаблона.
Подготовка ткани. ВТО.
Раскрой изделия по шаблону.
Изготовление изделия.
Оценка работы.
Тема 4. Беседа о народной кукле. Чтение сказки «Василиса Прекрасная» А.Н. Афанасьева. Показ образцов готовых кукол. Рассказ о смысле традиционной обереговой куклы. Беседа об ответственности за этническое наследие России, необходимость и значимость этих знаний.
Тема 5. Изготовление куклы «Радужка». История обряда с показом готовых кукол, Смысловая и символичная нагрузка
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы.
Тема 6. Изготовление куклы «Десятиручки». Беседа о назначении и смысловой нагрузке. Показ готовых кукол, роль куклы. Технология и варианты изготовления.
Практика: Изготовление куклы «Десятиручки». Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы.
Тема 7. Изготовление куклы куклы-закрутки на основе куклы «Куватка». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 8. Игровая программа «Кузьминки» - праздник ремесленников.
Тема 9. Изготовление куклы «Карельская рванка». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности региона. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 10. Изготовление куклы «Вепсская». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 11. Изготовление куклы «Берегиня». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление кукол. Оценка работы
Тема 12. Изготовление куклы «Колокольчик». Беседа об особенностях куклы. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 13. Изготовление куклы «Зольная кукла». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 14. Изготовление куклы «Крестец». Беседа. Обрядовый смысл. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 15. Изготовление куклы – закрутки на основе столбика. Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Общие принципы. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 16. Изготовление куклы «Сувенирная столбушка». Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 17. Изготовление куклы «Толстушка - Костромушка». Беседа. Региональные особенности. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Учимся скручивать жгут из ткани. Изготовление куклы. Оценка работы
Тема 18. Изготовление кукол «Зерновушек». Повторение материала. Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.
Практика: Изготовление куклы. Украшение куклы. Оценка работы
Тема 19. Игровая программа - «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем». Эмоциональная точка курса, года, проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в игровой форме.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Техническое оснащение.
Кабинет, имеющий хорошее освещение.
Стулья, рабочие столы.
Стол и стул педагога.
Доска.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Инструменты и приспособления.
Ножницы.
Иглы, игольницы.
Приспособления для набивки изделий.
Материалы.
Хлопчатобумажные, льняные ткани.
Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
Тесьма, кружево, сутаж.
Синтепон, вата, крупы.
Заготовки из дерева, береста.
Дидактическое обеспечение.
Иллюстрации.
Образцы готовых кукол.
Шаблоны для изготовления одежды.
Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ
Литература для учителя
Берстенёва Е. В., Догаева Н. В., Кукольный сундучок. – Издательство Москва Белый город «Воскрессный день», 20013 г. 111 с. ил.
Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. ХVI – ХVIII вв. Очерки истории и экономики. – Тверь: 2002. – 356 с.: ил.
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.
Долганова В. Славянские куклы обереги своими руками, Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 93 с. ил. – (Город мастеров).
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2012, - 236 с. + вкл.
Моргунова Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014 г. 32 с., ил. – (Рукоделие. Миллион идей).
Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.
Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.
Науменко Г.М.  Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и обучающихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.
Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)
Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук-бизнес» - Москва. 2002 г. – 120 с.
Тарасова О. А., Куклы – мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. Харьков Белгород «Клуб семейного досуга» 2014 г. 126 с., ил.
Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла – Учебно - методическое пособие ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г., 172 ст., ил
Литература для обучающихся
Бедник Н.И. Хохлома. Для младшего школьного возраста. Издательство «Художник РСФСР», 1980.
Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил.
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество Издательство "Советский композитор". - М., 1988, - 192 с.: ил
Науменко Г.М. Котенька-коток. Русские народные детские песни Издательство "Дом". - М., 1990, - 112 с.: ил.
Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки. Издательство "Малыш". - М., 1994, - 80 с.: ил.
Науменко Г.М. Русские детские страшилки. Издательство "Классика плюс". - М., 1997, - 128 с.: ил.