Конспект урока по технологии на тему Куклы — обереги ( 2 класс)


Предмет: технология
Класс: 2
Тип урока:
Тема Работа с разным материалом. Куклы-обереги.
Цели
Задачи
познакомить с традициями русского народа
Образовательные: - научить изготавливать из ниток куклу – оберег, формировать навык работы с ножницами.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории и традициям русского народа, развивать творческую активность, развивать кругозор, развивать речь учащихся; укреплять здоровье учащихся в процессе обучения, создать обстановку психологического комфорта, повысить уровень игровой деятельности в процессе обучения.
Воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, художественный вкус, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;Формировать УУД:
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать аналогии;
Оборудование
Методы обучения:
Наглядно-демонстрационный материал:
- технологическая карта;
- образцы кукол- оберегов;
- нитки, ткань, ножницы;
- мультимедийная презентация
Устное изложение нового материала с использованием презентации «Обереги», беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.
Образцы оберегов, таблицы «Символика оберегов», презентация «Обереги»
Организация пространства индивидуальная работа, парная работа.
Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
Тема урока
Физминутка Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок
( «могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
( «хочу» ).
Общая готовность детей к уроку.
Концентрация внимания детей.
Положительный эмоциональный настрой.
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы
Умение формулировать тему и цель урока.
А) - Мне не терпится начать урок и подарить друг другу радость общения и новые знания. Есть очень хорошая пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Не будем упускать день, час и даже минутку.
В) Аутотренинг
Садитесь прямо, удобно, расслабленно.
- Впереди у нас интересная работа....
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работать старательно,
Слушать внимательно.
А хочу начать наш урок с чтения отрывка из русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
-В некотором царстве жил-был купец. И была у него одна дочь Василиса. Когда мать умерла, девочке было 8 лет. Умирая, мать позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и умерла.
После смерти жены купец потужил как следовало, а потом опять женился.
Он женился на вдовушке, но обманулся: не нашел он в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами.
Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и хорошела. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчует ее, приговаривая: « На, куколка, покушай, моего горя послушай!»Много испытаний вынесла Василиса и от мачехи, и от Бабы Яги, но как во всех русских народных сказках все закончилось хорошо.
Тут взял царь Василису за белые ручки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Отец порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. И стали они жить поживать и добра наживать. А куколку Василиса по конец жизни своей всегда носила в кармане.
- Как назвать куколку, которая помогла Василисе?
Выберите слова : Талисман
Сувенир
(слайд) Оберег
Игрушка
Поделка
Талисман (от позднегреческого- посвящение- чары) - предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. Русское название этого слова оберег.
- Ребята, у нас на уроке присутствуют историки. Они поведают о происхождении кукол-оберегов.
1 историк: Кукла - берегиня имеет очень интересное прошлое со своими тайнами и загадками.
2 историк: Оказывается, раньше куклам приписывали различные волшебные свойства: защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня от слова «беречь», «оберег».
1 историк: Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку – берегиню, соблюдая одно условие – изготовить ее без иголки. Ведь куклу нельзя было уколоть, в ней сохранялась материнская любовь и забота.
2 историк: Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла- вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
1 историк: Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень ярко и нарядно. Поэтому позднее стали придавать большое значение одежде куклы. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами.
2 историк: Изучив историю возникновения кукол, мы поняли:
Изготовление обереговой куклы – это ремесло, потому что в основе ее изготовления лежит ручной труд, это рукотворная работа;
1историк: Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления;
2 историк: Куклы – обереги были самые разные, но одно у них было общее: у таких кукол не было лица;
1историк: Куклу – берегиню изготавливают без иголок. Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры.
- Большое спасибо вам ,историки, за такую интересную информацию.
-Кто догадался, как будет называться наша тема урока?
-Какие перед собой поставим цели?
Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Дети слушают
Выбирают ответ: талисман, оберег
Дети слушают
Кукла –оберег
- научить изготавливать из ниток куклу – оберег, формировать навык работы с ножницами.
Научиться применять полученные знания на практике Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Личностные. Смыслообразование.
Познавательные.
Анализ, синтез, обобщение, классификация,
извлечение необходимой информации из текстов.
Регулятивные: прогнозирование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Коммуникативные - инициативное сотрудничество
Планирование предстоящих действий. Составление алгоритма
Работа по инструкционной – технологической карте.
-Ребята, прежде чем приступить к работе, рассмотрим технологическую карту (одна на двоих) . Какие инструменты нам понадобятся? (ножницы)
-Я напоминаю, что ножницы –это колюще-резащий инструмент. Осторожно!
Расскажите тихонько друг другу порядок выполнения работы. Если возникают трудности, обратитесь ко мне.
Дети рассматривают технологическую карту, отвечают на вопрос и повторяют технику безопасности при работе с ножницами.
Регулятивные:
контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Практическая работа.
Если хотите сделать не просто игрушку, а оберег, то думайте только о хорошем
( закройте глазки и помечтайте о хорошем, пусть это настроение сохранится).
Трудитесь дружно, вместе, помогайте друг другу.
Придумайте имя но такое, какого нет ни у кого у ваших близких. Если хотите шепните мне на ушко.
-У нас на работу всего 10 минут. Приступайте. (звучит русская народная музыка).
- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Коробочки. Откройте их, украсьте свои куклы- обереги.
Посмотрите какие у вас получились куклы обереги. Сейчас мы прочитаем заклинание. Повторим его три раза, поворачивая куклу против часовой стрелки и произносим: «Отвернись злом. Повернись добром».
Я верю, что эти куклы – обереги принесут вам удачу, добро, счастье.
Самостоятельная работа учащихся по алгоритму, под контролем учителя.
Выполнение практической работы происходит в парах.
Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.
Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу с соблюдением правил техники безопасности.
Выявление и устранение типовых ошибок
Индивидуальная помощь
Познавательные:
Выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать,
Регулятивные:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество
Личностные: испытывать удовлетворение от осознания своих достижений.Рефлексия
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Итак, что же такое урок?
Мы на уроке познакомились с историей кукол – оберегов. Значит урок – это история.
А для того, чтобы получились такие замечательные, аккуратные куклы – обереги мы с вами трудились. Значит урок – это труд.
На уроке мы работали дружно. Помогали друг другу. Значит урок – это сотрудничество.
Какое настроение у вас было, когда вы делали свои куклы – обереги?
Значит урок – это радость.
Я желаю, чтобы каждый урок приносил вам только радость, а каждое общение с вами для меня - это тоже огромная радость .Спасибо вам за урок. история
труд
сотрудничество
радость
Познавательные. Анализ, синтез, обобщение, доказательство.
Регулятивные.
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.