Статья Использование возможностей образовательной организации с углубленным изучением предметов музыкального цикла на уроках географии в контексте ФГОС

Троицкая Г.Ю.
ГБОУ школа «Тутти», учитель географии
Использование возможностей образовательной организации
с углубленным изучением предметов музыкального цикла
на уроках географии в контексте ФГОС
В современных условиях существенно возросла заинтересованность общества в развитии и наиболее полной реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала человека, как важнейших источников его достижений. Эта заинтересованность распространяется на все социальные институты, но, в наибольшей степени, относится к системе образования, закладывающей основы успешной социализации и развития молодежи.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу. Поэтому, их введение предполагает модернизацию системы управления школой, при которой важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для развития личности, реализации способностей, формирования и развития познавательной и творческой активности
Особенно актуальна такая модернизация, когда мы имеем дело с обучением детей и подростков, обладающих особыми способностями в определенных областях науки и искусства.
В качестве одной из весьма эффективных моделей образовательной среды, в которой обучающийся с особыми способностями будет чувствовать себя комфортно, которая не будет тормозить развитие его способностей, а, напротив, будет способствовать этому развитию, можно назвать школу, в которой предметы, относящиеся к рассматриваемым областям, гармонично включены в структуру образовательного процесса, то есть школа с углубленным изучением данных предметов [1].
Однако, при такой организации образовательного процесса возникает проблема, связанная с доминированием у обучающихся интереса к углубленно изучаемым предметам в ущерб остальным общеобразовательным дисциплинам, что влечет за собой снижение результатов учебной деятельности. Кроме того, подобная расстановка акцентов обуславливает тенденцию к одностороннему развитию их личности, что противоречит базовым целям образования в современных условиях [2].
Особенно остро вышеозначенная проблема стоит в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и музыкального цикла.[3]
Одним из весьма эффективных путей разрешения данной проблемы является тесное сотрудничество педагогов общеобразовательного и музыкального циклов и максимальное использование творческого потенциала обучающихся при организации практической работы при изучении предметов общеобразовательного цикла.
В данной статье представлен опыт организации практической работы на уроках географии в ГБОУ школе «Тутти» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Центрального района города Санкт-Петербурга.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном метапредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Метапредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Одна из самых эффективных в настоящее время форм реализации метапредметных связей в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объём и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, презентаций, кинофильмов и т. д.), выполнение заданий на закрепление изученного материала.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.
В образовательной организации с углубленным изучением предметов музыкального цикла весьма удачным можно считать опыт интеграции таких предметов, как география и музыкальная литература.
В качестве примера здесь можно привести урок в 7 классе на тему «Путешествие по Европе», который проводится в конце изучения темы «Страны Европы». При подготовке к этому уроку обучающиеся делятся на несколько групп, каждая из которых выбирает одну из европейских стран и готовит проект, в рамках которого изучается творчество наиболее известных композиторов, родиной которых является выбранная страна, а также особенности национального костюма, кухни, традиций и народной музыки. Представление проектов проводится в формате конференции-концерта, на котором обучающиеся представляют выбранную страну, рассказывают о ее географическом положении, национальных особенностях и самостоятельно исполняют произведения как профессиональных композиторов, так и народные. При необходимости приглашаются исполнители из других (более старших) классов, что способствует формированию тесных связей между разновозрастными категориями обучающихся.
Еще одной эффективной формой реализации метапредметных связей на уроках географии в школе с углубленным изучением музыки является метод проектов, в котором также широко используется творческий потенциал обучающихся, их интерес к музыке и исполнительское мастерство.
Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности обучающихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может быть использован в изучении любого предмета, может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
В 7 классе большой интерес обучающихся вызывает проект «География музыкальных инструментов», работа над которым проходит в течение всего учебного года. Как правило, каждый выбирает объектом исследования тот инструмент, на котором сам играет, однако, это условие не является необходимым. Тему, форму представления проекта каждый обучающийся выбирает самостоятельно. Например, можно сделать акцент на тех странах, которые являются родиной определенного музыкального инструмента, а можно провести исследование разновидностей выбранного инструмента, которые можно встретить в разных странах и на разных материках.
Проект для 8 класса «Великие композиторы на карте России» представляет собой групповое исследование, продуктом которого является интерактивная карта России, на которой отмечены географические объекты, связанные с именами русских и зарубежных композиторов. Нанесение каждой точки сопровождается рассказом о том событии или периоде жизни композитора, которые связаны с этим объектом, а также исполнением фрагментов из самых известных произведений. Работа над проектом также рассчитана на весь учебный год.
В 9 классе при составлении учебной программы акценты расставлены таким образом, что в рамках изучения отдельных экономических районов больше внимания уделяется не изучению хозяйства района, а национальным особенностям населения, культурным традициям и, конечно, особенностям национального музыкального творчества. Проектная деятельность в 9 классе в основном носит этнографический характер. В конце изучения каждого экономического района проводится урок-презентация, на котором обучающиеся представляют различные республики, входящие в его состав. Национальная кухня, элементы национальных костюмов, и, конечно, во время этих уроков звучит национальная музыка и песни в исполнении самих обучающихся. Если есть такая возможность, на эти уроки-презентации приглашаются гости из других классов, что также способствует развитию сплоченности школьного коллектива.

Выводы
Обучающиеся в образовательных организациях с углубленным изучением предметов музыкального цикла обладают целым рядом личностных особенностей и богатым творческим потенциалом.
Уровень мотивации к изучению общеобразовательных предметов (в частности, географии) у обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов снижен, что влечет за собой снижение результатов учебной деятельности и обуславливает тенденцию к одностороннему развитию их личности.
Учебные программы по общеобразовательным предметам в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов по возможности должны быть скорректированы с учетом личностных особенностей обучающихся и особенностей их творческой деятельности.
Практическая работа на уроках географии должна быть организована таким образом, чтобы максимально использовать творческий потенциал обучающихся, поскольку это способствует увеличению познавательного интереса и, как следствие, формированию устойчивой положительной мотивации учения и обеспечению положительных результатов учебной деятельности.
Литература.
Троицкая Г.Ю. Особенности школьной адаптации музыкально одаренных детей.«Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: «Гамма», 2013.
Троицкая Г.Ю. К проблеме мотивации учения в образовательных организациях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. XIX международная конференция: Психологическая компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования)»: сборник материалов/ Под общ.ред. Шингаева С.М. – СПб.: СПбАППО, 2015.
Троицкая Г.Ю. Особенности мотивации учения обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов. «Служба практической психологии в системе образования: Достижения и перспективы развития»: материалы XX международной научно-практической конференции.: Вып 20 / Под общ.ред. Шингаева С.М. – СПб.: СПбАППО, 2016.



15