Формирование конкурентоспособного профессионала в соответствии с требованиями работодателя через социальное партнерство


Формирования конкурентоспособного профессионала в соответствии с требованиями работодателя через социальное партнерство
В настоящее время процесс обучения предполагает целевое, индивидуализированное, творческое обучение студентов.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) нового поколения для каждой специальности сформулированы требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, т.е. общие и профессиональные компетенции.
Исходя из этих задач, педагогический коллектив нашего техникума в тесном содружестве с работодателями сегодня работает на конечный результат – подготовку и трудоустройство выпускников для предприятий села по заказам работодателей.
Реализация поставленной задачи начата с подготовки и разработки программ профессиональных модулей и программ дисциплин междисциплинарного курса в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения, особенностью которых является направленная деятельность преподавателей на конечный результат, т.е. формирование общих и профессиональных компетенций и определение, выбор педагогических технологий, методов и способов достижения желаемого результата.
Одним из путей повышения качества профессионального образования является создание системы социального партнерства – особого типа взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда.
Социальное партнерство в профессиональном образовании – это сегодня необходимое условие формирование заказа на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Социальными партнерами учреждений профессионального образования являются:
работодатели;
органы управления и другие властные структуры;
общественные объединения и организации;
индивидуальные представители рынка труда.
Основные цели социального партнерства:
совместная взаимовыгодная деятельность, направленная на эффективное развитие и совершенствование профессионального образования;
стимулирование инвестиций в развитие профессионального образования;
организация последовательного перехода к государственно-общественным формам управления профессиональным образованием.
Стратегическая цель социального партнерства – это найти точки пересечения интересов всех партнеров, создать условия для их достижения.
Способ осуществления социального партнерства – это диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Примером такого диалога является анкетирование работодателей с целью обеспечения высокого качества подготовки выпускника, удовлетворяющего запросы заказчика.
Совместная модель конкурентоспособности должна разрабатываться совместно с работодателями, точнее, работодатели должны обозначить те качества, которые удовлетворяют их при получении выпускника, как специалиста, профессионала.
К сожалению, работодатели не проявили инициативы при формулировании и разработке требований, свойств конкурентоспособности.
Педагогический коллектив техникума решил эту проблему самостоятельно: нами была разработана анкета для работодателей, содержащая перечень качеств конкурентоспособности специалиста.
Анкета
Качества профессионала Расставить в приоритетном порядке качества, необходимые выпускнику, чтобы быть востребованным, конкурентоспособным в вашей организации Оценить в баллах качество подготовки
выпускников
Адаптивность к изменениям Гибкость Исполнительность Интерес к работе Инновационный подход Коммуникабельность Настойчивость
Обучаемость
Организованность Ответственность за качество труда Проявление инициативы Потребность профессионально-личностного роста Профессиональная компетентность Способность работать самостоятельно Творческий Анкетирование предусматривало ( по пяти бальной шкале):
- во-первых: расставить в приоритетном порядке качества, необходимые выпускнику, чтобы быть востребованным, конкурентоспособным;
- во-вторых: оценить качество подготовки выпускников Губернского техникума.
В анкетировании приняли участие работники различного уровня подготовки и должностей предприятий села: Отдел ЗАГС Кошкинского района, Центр Социальной защиты Населения, Кошкинское ПАТО, Кошкинское РАЙПО, Кошкинский элеватор, Кошкинское ЖКХ, Кошкинская центральная районная больница, ЗАО « Волгонефть», ОАО Маслосырзавод « Кошкинский», ЗАО « Медея», СТО « У Иванова», ООО «Хлебокомбинат», магазин « У тещи», СТО Давыдова, магазин « Универмаг», СТО Мадюкова.
Приоритетность качеств менялась с течением времени (таблица № 1): профессиональная компетентность со второй позиции переместилась на последнюю, а гибкость, адаптивность к изменениям, проявление инициативы, потребность профессионально-личностного роста – с четвертой позиции переместилась на первую, творческий, инновационный подход, интерес к работе – с третьей позиции на вторую.
Таблица 1: Приоритетность конкурентоспособности специалиста
Январь 2015 год Декабрь 2015год Октябрь 2016 год
КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
10 человек 18 человек 14 человек
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1 организованность;
исполнительность;
способность работать самостоятельно;
ответственность за качество труда организованность; исполнительность; способность работать самостоятельно; ответственность за качество труда гибкость, адаптивность к изменениям; проявление инициативы; потребность профессионально-личностного роста
2 профессиональная компетентность;
обучаемость гибкость, адаптивность к изменениям; проявление инициативы; потребность профессионально-личностного роста творческий;
инновационный подход;
интерес к работе
3 творческий;
инновационный подход;
интерес к работе творческий;
инновационный подход;
интерес к работе коммуникабельность;
4 гибкость, адаптивность к изменениям; проявление инициативы; потребность профессионально-личностного роста; профессиональная компетентность; обучаемость; обучаемость;
5 коммуникабельность коммуникабельность; настойчивость
6 настойчивость настойчивость организованность;
исполнительность;
способность работать самостоятельно;
ответственность за качество труда;
7 профессиональная компетентность
Качественные показатели находятся в пределах от 3 до 4,5 баллов (таблица 2).

Таблица 2. Качественные показатели профессиональной компетенции подготовки выпускников Губернского техникума.
Январь 2015 год Декабрь 2015год Октябрь 2016 год
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1 исполнительность 4,0 организованность; исполнительность 4,0 гибкость 4,0
способность работать самостоятельно 3,6 способность работать самостоятельность 3,8 адаптивность к изменениям 4,0
ответственность за качество труда 4,0 ответственность за качество труда 4,0 проявление инициативы 4,0
организованность 4,0 потребность профессионально-личностного роста 4,3
2 профессиональная компетентность 3,8 гибкость, адаптивность к изменениям; проявление инициативы 4,0 творческий, инновационный подход 3,7
обучаемость 4,0 потребность профессионально-личностного роста интерес к работе 4,0
3 творческий; инновационный подход 3,0 творческий; инновационный подход 3,5 коммуникабельность 4,4
интерес к работе 4,0 интерес к работе 4,0 4 гибкость, адаптивность к изменениям; проявление инициативы 3,5 профессиональная компетентность 4,0 обучаемость 4,3
потребность профессионально-личностного роста 4,0 обучаемость 4,3 5 коммуникабельность 4,0 настойчивость 4,0
6 настойчивость 4,0 настойчивость 4,0 организованность 4,3
исполнительность 4,5
способность работать самостоятельно 4,0
ответственность за качество труда 4,0
7 профессиональная компетентность 4,2
Результаты анкетирования указывают на определенный успех в подготовке выпускника и на задачи, которые предстоит решать.
Как видим, сегодня рынок труда, общество, работодатель нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Мы нацеливаем студентов на лидерство, но не на то, которое заключается в опережении других любыми способами, а на то, чтобы соревноваться самому с собой, учась максимально раскрывать и реализовывать свои внутренние ресурсы, чтобы молодой человек максимально хорошо, творчески умел делать дело, за которое берется. Важно, чтобы студенты утверждались, не расталкивая других локтями, а самореализовывались.
Сегодня требуется профессионал – исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения.
Профессионал – это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающейся индивидуальным стилем деятельности.
Конкурентоспособный специалист – это не только профессионал высокого уровня, а личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в проблемах, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно.
Главным условием достижения такого результата является максимальная интенсификация обучения студентов, подготовка выпускника к профессиональной деятельности по запросу работодателя.