Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК Школа России


Литературное чтение 3 класс
Тема раздела: «В мире приключений и фантастики…»
Тема: А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Пересказ «Синдбад – мореход»
2. Введение в тему урока.
– Прочитайте фамилии авторов и названия их произведений:
К. Коллоди «Приключения Пиноккио».
А. Толстой «Приключения Буратино».
Ф. Баум «Мудрец из страны Оз».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
– Что объединяет первые две сказки? (Главный герой – деревянная кукла, книги-сказки о приключениях.)
– Чем различаются?
– Вспомните об авторском пересказе. (Об этом говорили во 2-м классе.)
– Кто и какую сказку пересказал по-своему?
– Что можно предположить о двух других сказках и их авторах?
Развитие умений
1. Работа с авторским текстом
Чтение про себя. Вопросы после чтения:
– Кто из авторов, Волков или Баум, написал свою сказку раньше? Как вы догадались?
– Мы говорим об авторском пересказе, но папа Насти употребляет другие слова, какие? («По мотивам книги».) Как вы их понимаете?
– Какую сказку будем читать?
– Расскажите её начало. (Ученики заранее подготовили краткий пересказ первых четырёх глав.)
2. Чтение главы из сказки «Волшебник Изумрудного города».
1. Работа с текстом до чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого из героев сказки вы видите?
– Прочитайте название главы, которую будем читать.
– Кто такой Людоед? Опасен ли он Страшиле? Железному Дровосеку? Почему?
– Спасут ли друзья Элли?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, читают дети).
– Можно ли предположить, что будет дальше? (Судя по названию главы, да.)
«…и злобный лай Тотошки» (Что случилось? Этот вопрос
ответа не требует.)
«…и скрылось в чаще леса» (Что бы это могло быть – лохматое и тёмное?)
«…он, наверное, умрёт…» (Теперь мы знаем точно, чтослучилось с Элли и Тотошкой. Что же предпримут их друзья?
Вопрос не требует ответа.)«Сейчас мы переберёмся через ров» (Предположите, что придумал Железный Дровосек.)
«…огорчился Страшила» (Попробуйте объяснить Страшиле, что такое самоотверженность, посмотрите на состав слова; два корня – -сам- и -верж- (отвергать); «отвергать самого себя» ради других.)
«…не жалеет себя для других» (Железный Дровосек так же, как мы, понимает смысл этого слова?)
2. Обобщающая беседа.
а) – Что вы узнали о героях сказки?
б) – Как вы думаете, что лучше – сердце или мозги? На чьей стороне в споре были бы вы? Что бы сказали?
в) Так было ли сердце у Дровосека? А мозги у Страшилы?
г) Что помогло друзьям спасти Элли? (Дружба, самоотверженность, сообразительность, умение преодолевать страх.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
- Какое умение формировали?
Итог
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание
Пересказ, план, рисунки героев