Конспект открытого урока по литературе на тему История Ирины Одоевцевой, эстетика творческой легенды (штрихи к портрету эпохи) ( 11 класс)

Прогнозы, реалии, самоанализ.
Конспект открытого урока по литературе, 11 класс.
Тема урока: История Ирины Одоевцевой, эстетика творческой легенды (штрихи к портрету эпохи).
Цели урока:
Сформировать представление о творческой легенде (в литературоведческой терминологии-принципе жизнестроительства-как основной жизненно-творческой установке поэтической культуры Серебрянного века,
Эксплицировать понятие легенды и мистификации, на пересечении которых рождается творимая легенда,
Продолжить формировать умения работы с поэтическим произведением (ввести понятие «презумпция совершенства») путем моделирования ситуации.
По сути здесь и будет развернут познавательный аспект ТЦУ и намечены пути экспликации развивающего и воспитывающего аспектов.
Развивающий аспект ТЦУ
Речевое развитие:
- обогащение и умножение словарного запаса;
- усложнение смысловой функции речи (новые значения привносят новые аспекты понимания).
Развитие мышления:
- учить анализировать,
- учить выделять главное,
- учить сравнивать,
- учить строить аналогии,
- учить обобщать и систематизировать,
- доказывать и опровергать,
-определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитывающий аспект ТЦУ:
Учащийся на уроке вступает во взаимодействие с традицией может задуматься о том, какой идеальный первообраз предпослал каждому и что нужно сделать, чтобы ему соответствовать.
Оборудование: файлы с иллюстративным материалом (портретные изображения поэтов, хронологическая таблица, четырехступенчатая схема анализа стихотворения, сводная таблица).
«Алгоритм лирического движения» в стихотворении «Толченое стекло».
Тип урока: урок внеклассного чтения (с точки зрения программных требований), урок на историко-литературных материалах ( точки зрения сум), урок-беседа (с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся).
Ход урока:
Организационный этап (0,5 мин). Цель этапа: организация внимания учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний (1,5 мин). Цели этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, научить их выбирать конкретные средства достижения цели, создать проблемные ситуации (подлинность «вымысла»)
Слово учителя: лекция построена на ряде источников и прежде всего книгах самой И. Одоевцевой «На берегах Невы», «На берегах Сены», воспоминаниях Н.Гумилева и т.д.
Содержание этапа:
- сообщена тема;
-сформированы цели и задачи изучения нового материала;
- показана практическая значимость изучения нового материала;
- поставлена проблема: определить, что из известного об Одоевцевой является подделкой.
3. Этап усвоения новых знаний 30-35 минут. Цели этапа соответствуют основным целям урока.
УВМ1. Формирование смысловых антиципаций учащихся.
Информационная деятельность учителя - акцентированное изложение нового материала, рассказ;
деятельность учащихся – разрешение проблемной ситуации путем сличения хронологической таблицы и делаемых в тетради записей (13 минут)
Слово учителя.
УВМ 2. Диагностика смысловых антиципаций учащихся ( 5минут).
Деятельность учителя – постановка вопроса, комментарий к ответам учащихся, организация диалогической пары ( в случае явного расхождения мнений).
Деятельность учащихся – зачитывают выписанные ими в тетрадь биографические данные об И. Одоевцевой (репродуктивная деятельность), отвечают на вопросы:
Какая из рассказанных историй показалась вам наиболее яркой?
А что можно сравнить с легендой? (форма поисковой деятельности)

УВМ 3. Анализ произведений.
Цели:
-проиллюстрировать текстуально стержневую идею урока (пересечение «текста жизни» и « текста искусства»
- ввести понятие «презумпция совершенства»
- продолжить формировать умения сравнительного анализа поэтических произведений,
- совместная формулировка вопроса, ответом на который является рассматриваемый текст.
Вопросы учителя к стихотворению «Толченое стекло»:
Насколько реальна нарисованная в стихотворении картина?
Какие портретные черты солдата можно обнаружить в стихотворении?
Какие фольклорные элементы можно обнаружить в тексте?
Какую совокупность слов-образов можно увидеть?
В чем противоречия используемого материала?
Что характеризует язык произведения?
Какие метафорические образы созданы поэтессой?
О чем говорит последняя строфа стихотворения?

4. Этап первичного закрепления новых знаний (3 минуты)
Цель: выяснение степени полноты, глубины, осознанности и систематичности усвоенных знаний.
Один из участников подытоживает сравнительный анализ поэтических произведений.
Хронологическая таблица жизни и творчества И.Одоевцевой (ее необходимо составить всем вместе).
В качестве домашнего задания – анализ стихотворного текста по схеме:
Построение системы опорных точек (ключевых слов или фраз)
Построение систем умолчаний.
Построение трансформационных рядов («времени», «пространства», «психологического состояния героя», «социальных отношений»).