Проект Большое космическое путешествие


Проект
«Большое космическое путешествие»
Сроки реализации: неделя (4.04 – 8.04)
Тип, вид проекта: информационно – творческий, фронтальный (с группой детей и их родителей)
Цель: формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства
Задачи:
Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах, планетах.
Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты.
Обобщить представления о первом полете в космос Ю.Гагарина, первой женщине-космонавте В.Терешковой, первом человеке, побывавшем в открытом космосе, А.Леонове.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос.

Актуальность:
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них эти чувства.
История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная деятельность. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1.Организация точки удивления: специальное оформление группы (карта звездного неба, фото и иллюстрации на космическую тематику, портреты космонавтов, книги о космосе).
2. Что вы знаете о космосе?
§ В Космосе есть много звезд, планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Луна. (Федя)
§ Там нет воздуха, большая гравитация. Это когда человек прыгает, подлетает вверх и не падает. Из космоса видно нашу Землю. (Валера)
§ Там темно, много звезд, Сатурн, Нептун. (Егор)
§ В космосе есть кометы и метеориты. (Соня М.)
§ Метеориты – это горящие камни, которые падают на Землю и разбиваются. (Андрей)
§ Нет! Метеориты – это большой горячий мусор. (Ксюша В.)
§ Там очень, очень холодно. (Мия)
§ В космосе есть пришельцы, марсиане, инопланетяне, летающие тарелки. (Егор)
§ Но я не верю в эту чепуху. (Федя)
§ Можно изучать космос, смотреть на звезды в телескоп, еще смотрят, как падают метеориты. Телескоп - это такой прибор. Он увеличивает как лупа. (Соня Г.)
§ Можно изучать космос по фотографиям со Спутника. Это космический прибор. Всегда летает на орбите Земли и изучает космос. Орбита – это наружная оболочка, которую изучают ученые. (Андрей)
§ Магнитное поле окружает Землю и нас повсюду. Оно не дает солнечным лучам попасть нам в глаз. (Федя)
§ Там есть звездочки. (Даша Л.)
Чтобы вы хотели узнать?
§ Какая Луна внутри? (Валера)
§ Как вселенная расширяется? (Федя)
§ Откуда в космосе космический мусор? (Никита)
§ Что такое магнитное поле? (Егор)
§ Как выглядит Спутник и кто его запускает? (Андрей)
§ Почему Солнце такое большое? (Артем)
§ Почему Солнце так ярко светит? (Ксюша П.)
§ Из чего сделана Земля? (Мия)
§ Как выглядит космонавт? (Андрей)
§ Как мастерят Спутники? Как заправляют ракету? (Егор)
§ Как падают звезды? (Лена)
§ Как выглядит ракета и что у нее внутри? (Андрей)
§ Как образовались планеты? (Соня М.)
§ Как выглядит Сатурн? (Мия)
§ Есть ли пещеры на Луне? (Валера)
§ Что такое космическая станция? (Мухаммед)
Как мы можем это узнать?
§ Совершить путешествие в космос? (Мия)
§ Кто нас возьмет, мы еще маленькие? (Соня М.)
§ Посмотреть в телескоп. (Соня Г.)
§ В телефоне посмотрим. (Лена)
§ В компьютере, смартфоне, планшете. (Андрей)
§ Спросить у космонавта. (Егор)
§ Поехать в планетарий. (Мия)
§ В кино. (Аюб)
§ В музее. (Соня М.)
§ В библиотеку можно сходить и взять книгу и прочитать. (Ксюша П.)
§ А если библиотека закрыта? Федя)
§ В магазине купить книгу. (Артем)
§ А если в магазине нет. (Федя)
§ Самим можно сделать книгу про космос. (Мия)
§ Спросить у соседа или у папы, или у мамы, или у старшего брата. (Никита)
§ Спросить у старшего брата. Ему расскажут в школе, а он нам расскажет. (Соня Г.)
§ Спросить у воспитателя. (Ксюша В.)
Исходя из интересов детей, вместе с ребятами осуществляем подбор ресурсов и намечаем план реализации проекта.
3. Реализация проекта.
ПОНЕДЕЛЬНИК
- чтение стихотворения Г.Виеру «Ракета» и утренняя беседа о космосе и космонавтах;
- разучить комплекс утренней гимнастики «Готовимся стать космонавтами»;
- НОД «Земля – живая планета»
- подвижная игра «Космонавты»;
- чтение произведения В.Бороздина «Звездолетчики» (главы «Тренировки», «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник»), беседа по прочитанному;
- сюжетно-ролевая игра «Космонавты»;
-НОД Рисование «Лунный пейзаж» (Н.С.Голицина, с.469)
- индивидуальные консультации для родителей (обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду; ориентировать родителей на развитии у ребенка потребности в познании), распределение тем индивидуальных проектов: «Почему падают звезды?», « Как выглядит космонавт?», «Есть ли пещеры на Луне?»
ВТОРНИК
- чтение поэтического произведения В.Степанова «Юрий Гагарин» и утренняя беседа о первом в мире космонавте;
- НОД (ФЭМП) «Школа юных космонавтов» (Н.С.Голицина, с.458)
-НОД Рисование «Путь к звездам» (Н.С.Голицина, с.467)
- конструирование космического корабля;
- просмотр и обсуждение мультипликационного фильма про смешариков «День космонавтики»;
- чтение произведения В.Орлова «Летит корабль»;
- спортивные соревнования «Выше, быстрее, дальше»;
- д/и «Укрась слово»;
- индивидуальные консультации для родителей (объяснить родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка), предложить родителям почитать с ребенком дома книги о космосе.

СРЕДА
- чтение стихотворения В.Орлова «День космонавтики»
- НОД Развитие речи: «Придумывание рассказа по сюжетной картине «Освоение космоса»; (Н.С.Голицина, с.462)
- НОД. Конструирование «Космодром», (Н.С.Голицина, с. 461)
- просмотр и обсуждение мультфильма «Звездные собаки: Белка и Стрелка»;
- рассматривание карточек для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о космосе»
- д/и «Найди лишнее, или Исключение понятий»
-индивидуальные консультации для родителей (ознакомить с изобразительной деятельностью детей, предложить оказывать помощь в разрешении возникших проблем)
ЧЕТВЕРГ
- беседа о профессии космонавта;
- НОД Аппликация «Космические корабли» (Н.С.Голицина, с.471)
- продуктивная деятельность «Ракета»;
- чтение
- просмотр мультфильма «Незнайка на луне»
-д/и «Кто быстрее составит ракету для космонавта»;
- чтение стихотворения А.Хайта «По порядку все планеты…»
- рассматривание карточек для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о космонавтике»
ПЯТНИЦА
- выставка рисунков и поделок на тему «Космос»;
- итоговое мероприятие развлечение «Космическое путешествие»
4.Заключительный этап (подведение итогов):
В ходе проекта ребята сделали множество открытий (для каждого они свои), набрали большое количество материала, сочинили истории и сказки, нарисовали рисунки на космическую тему, создали книжки-малышки с удивительными рассказами об освоении космоса, подготовили вместе с родителями мини – проекты «Как выглядит космонавт?», «Есть ли пещеры на Луне?», «Почему падают звезды?».
Дети принимали живое заинтересованное участие в образовательном процессе. Научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями и полученными знаниями, ссылаясь на источник полученной информации. Откликались на эмоции друзей, интересовались новым, неизвестным в окружающем мире, задавали вопросы взрослому, устанавливали причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.
Самостоятельно действовали в различных видах детской деятельности, предлагали собственный замысел и воплощали его в продуктивной деятельности. Ребята в беседах высказывали свою точку зрения, сопереживали героям книг, мультфильмов. Дети в процессе игр придерживались намеченного замысла, импровизировали, моделировали предметно-игровую среду.
Работа над проектом создает отличные условия для наблюдения за развитием ребенка, поскольку общий ход работы обычно направляется взрослыми, но конкретные дела и действия выбирают сами дети, что позволяет увидеть их полностью вовлеченными в деятельность, в моменты, когда их способности раскрываются в полной мере. Это позволило составить очень точную картину уровня развития ребенка в различных областях в определенный момент времени.
К сожалению, в современных условиях, когда экономические задачи, которые необходимо решать родителям, становятся все сложнее, у многих из них не хватает времени и сил на то, чтобы реально практическими действиями участвовать в образовательной работе детского сада. Задача воспитателя способствовать тому, чтобы родители получали наглядно-представленные результаты развития детей, лучше понимали их интересы детей, поддерживали их начинания, принимали активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА:
О. А. Скоролупова «Покорение космоса. Тематические недели в детском саду. Учебно–методическое пособие»
Издательство: "Скрипторий 2003" (2015)
Формат: 60x90/16, 136 стр.

Л.В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Издательство:"ПРОСВЕЩЕНИЕ,(Просвещение)" (2015)
Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». - М.: Владос, 1996)Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / авт.-сост. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222с.
Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход»
Издательство: Скрипторий 2003 (2014). – 568с.
Т.С.Комарова
Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-112с.+8 цв. вкл.