Открытый урок по литературе Он в этот мир пришёл не ради славы…Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова


Тема: «Он в этот мир пришёл не ради славы… Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-диалог
Цели:
1.Образовательные:
-углубление и систематизация знаний учащихся о жизни и деятельности Н.А. Некрасова как о жизни – служении народу, высокой идее. Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству;
-формирование общего представления об особенностях некрасовской лирики;
-формирование навыков работы с текстом, библиографическими источниками;
-обеспечение в ходе урока усвоения литературоведческих понятий.
2.Развивающие:
-развитие художественно-образного мышления школьников;
-совершенствование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, логично излагать свои мысли;
-развитие поведенческих умений при работе в группах;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-воспитание диалоговой речевой культуры учащихся;
-развитие мотивации к получению знаний;
-развитие культуры исследовательской деятельности на уроках литературы;
-способствование развитию мышления обучающихся, самостоятельности, познавательного интереса к предмету, потребности общения.
3.Воспитательные:
-воспитание потребности в самостоятельной деятельности;
-воспитание активной жизненной позиции, гражданственности;
-создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.
Оборудование: Тексты стихотворения «Скоро стану добычею тления…» Н.А. Некрасова, подборка высказываний о творчестве Н.А. Некрасова, цитат из его стихов, презентация по творчеству Н.А. Некрасова, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
План урока:
Оргмомент.
I. Этап постановки целей и задач урока.II.Этап актуализации и обобщения первичных знаний. (Это этап эмоционального настроя, проверки домашнего задания, диалога, когда ученики в сжатом виде повторяют известные им факты из жизни и творчества писателя).
III.Этап углубления представлений об образе поэта. (Этот этап строится на основе анализа стихотворения «Скоро стану добычею тления…»)
1.Первичное восприятие текста стихотворения.
2.Подробный анализ стихотворения. (Ученики все пометки делают в тексте стихотворения, напечатанном на отдельном листочке).
3.Сообщение подготовленных учеников о тематическом многообразии лирики Некрасова.
4.Работа с определением эпиграфа к уроку. (Лист с высказываниями о Н.А. Некрасове и строками из его стихов).
IV.Создание творческой работы.Написание Слова о поэте.
V.Чтение работ. Итог урока.
VI.Домашнее задание (по группам).
Ход урока:
I. Этап постановки целей и задач урока.1)Тема урока записана на доске. Портрет поэта.
Слово учителя: Сегодня у нас урок, посвящённый жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Тема его: «Он в этот мир пришёл не ради славы… Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова»… Постарайтесь сформулировать цели этого урока.
- Правильно, целью нашего урока является углубление и систематизация знаний о Некрасове, создание целостного образа поэта. На сегодняшнем уроке будет намечен путь анализа лирики Н.А. Некрасова. Дома вы подготовили биографию. На этом уроке будут представлены сообщения учеников, которые готовили тематический анализ стихов поэта, презентацию по его биографии, небольшое сообщение о друзьях Н.А. Некрасова.
Мы немного необычно построим урок, посвящённый личности Некрасова: это урок-исследование, урок-диалог. Итогом этого урока станет написание небольшого эссе, посвящённого поэту.
II Этап актуализации и обобщения первичных знаний. (Это этап эмоционального настроя, проверки домашнего задания, диалога, когда ученики в сжатом виде повторяют известные им факты из жизни и творчества писателя).
Задание:
Запишите тему урока.
Подчеркните два, с вашей точки зрения, главных слова в названии темы. (МИР- СЛАВА -эту пару отмечают ученики). Учитель подчёркивают их на доске.
Добавьте 3 слово: (не ради).
Учитель: Скажите, ради чего ещё может прийти человек в этот мир?
(Ученики отвечают: ради того, чтобы принести пользу Родине; ради служения народу; ради высокой идеи; ради денег; ради счастья; чтобы просто жить…)
Учитель: Подчеркните цель, с которой, по вашему мнению, пришёл в этот мир Некрасов.
Вы хорошо знакомы со стихами Некрасова, посвящёнными простому народу, дома вы готовили его биографию.
Задание:
-Постройте цепочку из, с вашей точки зрения, важнейших фактов, событий, имён, строк стихов, явившихся главными, определяющими в жизни Некрасова.(Ребята по порядку зачитывают получившиеся материалы. Каждый последующий не читает то, что было у предыдущего).Итогом этого этапа является накопление лексического материала: крепостничество, Карабиха, Грешнево, деспотизм отца, крепостническое рабство, доброта матери, Владимирка, «Выдь на Волгу, Чей стон раздаётся над великою русской рекой?...», «Крестьянские дети», «Современник», «Отечественные записки», 1861 год, «Кому на Руси жить хорошо?», Н.Г. Чернышевский, В.Н. Добролюбов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Панаевы, Катков, Крымская война, «Период последних песен…»-Давайте ещё раз обратимся к лицам родных и близких Некрасову людей.
На экране фотографии Карабихи, Грешнева, портреты родителей, семьи.
III Этап углубления представлений об образе поэта. Этот этап строится на основе анализа стихотворения «Скоро стану добычею тления…». Ход урока сопровождается демонстрацией слайдов с текстом стихотворения и биографическим материалом, подготовленным учеником.
Мы знаем биографические факты, знаем, кто является героем некрасовской лирики, что он мечтал о том времени, когда народ станет счастливым, свободным, грамотным. Но немного по-другому откроется поэт, если мы обратимся к периоду его «последних песен». Перед нами стихотворение «Скоро стану добычею тления…». Мы проанализируем отдельные его строчки. Постараемся из небольших штрихов сложить целостный образ поэта и наметить путь к постижению его поэзии.
Прочтение текста стихотворения «Скоро стану добычею тления…»
Текст читает учитель или подготовленный ученик.
Первичное восприятие текста стихотворения.
Учитель: Какое настроение рождает стихотворение? (Пессимизм, неудовлетворённость, одиночество)
-Каким вам представляется лирический герой произведения? (Грустный, больной, задумчивый, разочарованный)
-Как вы думаете, на каком этапе жизненного пути было создано это стихотворение?
-Как вы определите его жанровую форму? (Монолог).
Подробный анализ стихотворения. (Ученики все пометки делают в тексте стихотворения, напечатанном на отдельном листочке)
Анализ 1,2 строк.
Скоро стану добычею тления.
Тяжело умирать, хорошо умереть.
Вопросы:
-Может ли так быть? (Да, если человек не видит смысла в жизни, разочарован тем, что идеалы рушатся).
-Что произошло с человеком, если он делает такой страшный вывод? (Тяжёлые физические страдания (непрекращающиеся боли), потеря близких…)
-Но почему так спокойно звучат эти 4 последних слова? (Наконец-то закончатся страдания). Подчеркните антитезу. (Тяжело умирать - хорошо умереть).
На экране появляются портреты последних лет жизни Н.А. Некрасова.
Учитель: Как душевные мучения отразились во внешнем облике поэта? Запишите ответ в тетради. ( Глубокая сосредоточенность во взгляде, скорбь, устремлённость взгляда внутрь, словно человек ведёт напряжённый внутренний монолог).
3,4 строки.
Ничьего не прошу сожаленья.
Да и некому будет жалеть
Учитель: Почему поэт приходит к такому заключению? (Умерли друзья, с которыми он вместе боролся против крепостного права. Многие бывшие друзья отдалились, пошли другим путём. Например, И.С. Тургенев. Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть того светлого будущего, о котором он так страстно мечтал. А ещё это человек, предъявляющий очень высокие требования к себе. Н.А. Некрасов очень много работал, но считал, что сделал мало.)-Подчеркните слова, которые являются наиболее важными в этих строках (не прошу, некому).
5-8 строки:
Я дворянскому нашему роду
Блеска лирой моей не стяжал.
Я настолько же чуждым народу
Умираю, как жить начинал.
Учитель: О каком дворянском роде идёт речь? (Не о семейном принадлежности, а о сословной).
-Случайно ли рифмуются 2 понятия: «дворянский род» и «народ»?
-Подчеркните антитезу. (Дворянский род – народ). Случайна ли она в этом стихотворении?
-Почему сделан такой горький вывод? (Некрасов скептически относится к деятельности дворян, которые ничего не сделали для освобождения крестьян от крепостного рабства, а после освобождения народу не стало жить легче).
Учитель: Именно из этой антитезы можно понять основную боль и главное противоречие жизни поэта.
9-16 строки:
Узы дружбы, союзов сердечных-
Всё порвалось: мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба…
Учитель: О каких «союзах сердечных» говорится?
-Почему всё «порвалось»? Причины?
-Что произошло с друзьями? (На эти вопросы мы найдём ответ в сообщениях учащихся)
На экране проходят лица друзей и близких.
Учитель: Мысль о том, что он одинок, терзала поэта в последние годы. Именно поэтому так трагично звучат первые строки его стихотворения.
Анализируя стихотворение, мы поняли, что волновало поэта в самые последние дни его жизни: неудовлетворённость от того, что происходило в обществе. Ему казалось, что своё главное предназначение он не выполнил: не помог народу стать счастливым. Он чувствует вину перед ушедшими из жизни друзьями.
Сообщения подготовленных учеников о тематическом многообразии лирики Некрасова. (Они же готовят карточки домашнего задания со списком стихов, предлагаемых для анализа и заучивания наизусть, говорят о стилистической особенности лирики Некрасова в целом. Какие поэты по своему мироощущению близки Н.А. Некрасову?
Работа с определением эпиграфа к уроку.
Лист с высказываниями о Некрасове и со строчками из его стихов:
1.Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам. (Р. Гамзатов)
2.Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал! (Н.А. Некрасов)
3.Это было раненное в самом начале жизни сердце… (Ф.М. Достоевский)
4.У нас одним из самых могучих поставщиков общенародного поэтического репертуара в 19 веке был Некрасов… (А.Т. Твардовский)
5.С высоких нравственных позиций судит он свои несовершенства и слабости… (М. Бойко)
6.Понятие – Некрасовская школа – масштабно, как понятие народ. (С. Смирнов) и т.д.
Учитель: Проанализируйте эти высказывания, предложите строки, которые могут стать эпиграфом к уроку, мотивируют свой выбор.
-Подчеркните наиболее яркие слова и словосочетания о поэте, предложенные в высказываниях. (Важно, чтобы они отметили высокую гражданственность лирики Некрасова, его постоянную неудовлетворённость от проделанной работы, оттого что его народ, его Русь живёт в нищете и бесправии).
Учитель Проблемный вопрос: Обернитесь друг к другу и постарайтесь ответить на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Не закончена эта поэма… Как вы думаете, почему поэт не завершил эту поэму?
IV. Создание творческой работы.
Написание Слова о поэте. Создание небольшой творческой работы. «Каким я вижу Некрасова?» (Работы сдаются группе учеников, которые дома будут готовить вступительную статью для сборника стихов)
V.Чтение работ. Итог урока.
Учитель: Скажите, пожалуйста, с какой стороны перед вами открылся Н.А. Некрасов?
Домашнее задание.
Не следующем уроке мы будем составлять небольшой сборник стихов Некрасова, будет работать творческая мастерская.
1 группа готовит из собранных творческих работ вступительную статью к сборнику.
2 группа готовит анализ лирики: тема поэта и поэзии, гражданские мотивы, стихи, посвящённые соратникам.
3 группа – тема народа, тема Родины.
4 группа – любовная лирика поэта.
От каждой группы небольшой анализ своеобразия раскрытия той или иной темы поэтом, художественное чтение наизусть стихотворения, которое может сопровождаться музыкой. Подбор иллюстраций.