Сценарий выступления к презентации Метапредметный подход в преподавании физики, как фактор формирования ключевых компетенций у обучающихся

Выступление на ежегодной районной практической конференции на тему:
«Мониторинг учебных достижений обучающихся в условиях новых ФГОС»
2015-2016 учебный год,
учитель физики МБОУ «Локнянская СОШ» Андреева Полина Николаевна

1 слайд
Здравствуйте! Сегодня я представляю Вам выступление по теме «Метапредметный подход в преподавании физики, как фактор формирования ключевых компетенций у обучающихся». Я молодой специалист и сама только начинаю осваивать предмет «физика», но понимаю, что буквально через год буду обучать детей уже по Федеральным государственным стандартам нового поколения и нужно уже сейчас готовиться к этому новому начинанию.

2 слайд
Прочитав немало соответствующей литературы, поработав с Интернет ресурсами, пообщавшись с педагогами из других школ, а в этом мне помогли модульные курсы «Основы проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС», успешно выполнив итоговое задание, нужно было представить разработку урока в свете Федеральных стандартов, и только после этого я решилась выступить перед педагогами, которые имеют больший опыт работы.

3 слайд
И так уже с самого начала откажемся от традиционных целей и задач и соответствуя новизне мы должны попробовать разобраться в следующем:
- Что же это такое, метапредметный подход в обучении?
- Какие компетенции относятся к ключевым?
- Как они формируются через метапредметный подход в преподавании физики?
Этот слайд мы назовем рефлексивным!

4 слайд
Известные люди, относящиеся к разным областям деятельности и в разное время сказали следующее:
Белинский сказал: Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению
Великий Толстой Лев Николаевич утверждал, что Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти.
А Эдисон был уверен, что Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.» изречения разные , а смысл один и сейчас все хотят, что бы мы над этим задумались

5 слайд
И именно на это нацеливают учителей ФГОС нового поколения., и в основу предлагают заложить метапредметный подход в обучение, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе так это творчески мыслить. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, при этом обеспечивается его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружив его крайне важным умением – умением учиться.

6 слайд
На ряду со множеством других педагогических технологий, метапредметное обучение это тоже технология, позволяющая повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. В данной технологии знания являются единицей метазнаний, которые реализуются через метапредметность и мониторинг, который призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления обучающегося, саморефлексия.
7 слайд
Так что же означает на данное время всех смущающая приставка «Мета» , а означает она «стоящий за», «через», «над» Первым известным метапредметом была «Метафизика» Аристотеля, но на сегодняшний день такого отдельного предмета нет.
8 слайд
Но есть метапредметы  это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. И чтобы не было страшно вступать в это новое, я позволила себе придумать вот такую яркую, позитивную «МОДЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ», где в центре находится наша испуганная физика, испугаешься здесь и задашь вопрос, что же будет со мною впереди? А вокруг метапредметы. Это  учебные предметы нового типа, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного мышления. Выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» « Идеализация» и т. д. Какова же их сущность?

9 слайд
Метапредметность характеризуется, тем что:
- Она не может быть оторвана от предметности.
- Передачей обучающемуся в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания.
- Учение обучающихся применять способы действия не зависимо от предметной области.
-. Самостоятельностью работы ученика  с новым понятием на разном предметном материале.
- Созданием условий ученику чтобы он промысливал, прослеживал происхождение важнейшиих понятий, чтобы он как бы заново открывал эти понятия, или можно сказать, он «переоткрывал» открытие. Ну а теперь вернемся к нашим метапредметам и узнаем как же они могут помогать во всем этом.

10 слайд
И так метапредмет «Проблема» - формирует способность учащихся видеть и понимать ситуацию в целом

11 слайд
метапредмет « Знание»-формирует способность обучающихся работать с понятиями.

12 слайд
метапредмет «Знак» -формирует у учащихся способность схематизации

13 слайд
на метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения

14 слайд
метапредмет « Идеализация» предполагает развитие таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
15 слайд
Все это есть на самом деле, это не мои фантазии, эти учебники есть, как методические пособия, написаны они Ю
·рием Вячесла
·вовичем Громы
·ко   российским [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ом. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], директором Института опережающих исследований. Метапредмет «Проблема» я скачала с сайта и предлагаю вам, если кто хочет ознакомиться с ним. Скажу свое мнение: СЛОЖНО, чтобы во всем этом разобраться надо время, светлая голова, желание и вдохновение.

16 слайд
И если произойдет правильное, назовем «проникновение», метапредметного содержания с предметным содержанием, вспомните, выше мы говорили о « переоткрытии» открытия, вот тогда ситуация будет принята, как «всамделишная» реальность, полученное знание уже никогда не забудется

17 слайд
Будем надеяться, что это будет реальностью, и мы займем активную позицию в этом начинании, а сейчас давайте вернемся к рефлексивному слайду, вспомним тему нашего разговора « Метапредметный подход в преподавании физики как фактор формирования ключевых компетенций у обучающихся» и что мы пробовали разобраться, что же это такое, метапредметный подход в обучении? Наверное можно сказать, просто, НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО! А теперь мы узнаем, какие компетенции относятся к ключевым при метапредметном подходе в обучении!

18 слайд
В современных образовательных стандартах метапредметное содержание образования
является общим для всех предметов, ключевые компетенции, относящиеся к метапредметному содержанию, сдедующие
- ценностно – смысловые
- общекультурные,
- учебно – познавательные
- информационные,
- коммуникативные,
- социально – трудовые
- компетенции личностного совершенствования.

19 слайд
И снова перед вами рефлексивный слайд , который предлагает нам попробовать разобраться, а как же ключевые компетенции формируются через метапредметный
подход в преподавании физики?

20 слайд
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся
Этому способствует:
разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках,
политехническая направленность содержания учебного материала,
возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.
вовлечение во все этапы научного познания (наблюдение гипотеза эксперимент анализ и обобщение результатов),
Все это:
обеспечивает развитие научного мышления и творческих способностей обучающихся.

21 слайд
Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 3 типов:
традиционные уроки с долей интеграции метапредметов «Проблема», «Смысл», «Задача» ит.д.
интегрированные уроки - уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.)
обобщающие уроки, именно на них повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары с проведением исследовательских работ.
Но мы хорошо понимаем, что их может быть в начале нового пути совсем немного!

22 слайд
Попробую коротко донести смысл первого типа уроков – традиционных, на данном типе урока хорошо интегрируются метапредметы « Проблема», « Знания», «Знак», «Идеализация». Пример: 7и 8 классы, тема «Агрегатные состояния вещества», в начале изучения, можно задать
анимация
1- опережающее домашнее задание , например задачи исследования по каждому агрегатному состоянию, пример на слайде, только по «воде», а можно предложить и «снег», и «пар» и так у нас ВОДА, даем разным детям,
2- далее, уже на уроке выслушивание и обсуждение,
3- и как закрепление - заполнение таблицы совместно,
4 - проверка таблицы,
5 - анализ молекулярного строения вещества,
6 - и «открытие» единственное вещество в природе может существовать в трех агрегатных состояниях,
7 – здесь прослеживается формирование особо таких компетенций как: познавательные, информационные, смысловые, ну и естественно компетенция личностного совершенствования, кто– то будет более активным, кто-то более грамотным, творческим.

23 слайд
Второй тип урока, это уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов так называемая интеграция, и как видите из слайда в центре область физики и на ней множество рисунков, которые соответствуют тому или иному физическому явлению, действию, при изучении соответствующего явления можно предоставить самостоятельный выбор для каждого в отдельности ученика интегрировать свои знания из выбранной им области, например 8 класс тема: «Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы» кто-то может выбрать и рассказать как это может быть связано с информатикой, кто-то с ОБЖ, с экологией и.т.д. При изучении « Механического движения» могут быть выбраны другие области, области могут повторяться.
- поиск необходимой информации может осуществляться на основании уже приобретенных знаний на других предметах, а так же в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям),
анимация
при этом обеспечивается личностное и познавательное развитие ученика.

24 слайд
И последний третий тип это обобщающие уроки, именно на них повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары с проведением исследовательских работ. Исследовательскую деятельность на уроках физики можно реализовать через:

анимация
1- Решение качественных задач
2- Астрономические наблюдения
3- Решение экспериментальных задач
4- Научно практические конференции
5- Факультативная деятельность
6- Проблемный эксперимент
7- Проектная деятельность
Во всех перечисленных случаях идёт отработка умений ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, организовывать анализ, оперировать числовыми значениями, делать публичное сообщение о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе, т.е. формируются метапредметные компетенции.

25 слайд
И снова перед нами рефлексивный слайд, который позволит нам напомнить зачем мы сегодня здесь собрались и поставить точку в третьем пункте моего выступления. Как компетенции формируются через метапредметный подход в преподавании физики? Наверное этот вопрос еще долго будет оставаться в поле «Обсуждения», но мы все таки попытались разобраться и будем продолжать это делать дальше, пока другого выхода нет! Но все же хочу сказать, что надо найти разумное сочетание «метапредметности» и «предметности».

26 слайд
И так как одной из основных идей метапредметного подхода является мониторинг , который призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления обучающегося, то и в моем выступлении без рефлексии не обойтись. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Рефлексию самой себя в ходе выступления я сделала следующим образом: анимация
1- в начале был испуг,
2- потом поднятие внутреннего тонуса,
3- затем успокоение
4- и удовлетворением. Ну а вы меня оцените каждый со своей точки зрения!
27 слайд
И последнее: выполняю пункт Положения о конференции, опубликовать материалы на сайтах. на сайте Infourok.ru создала свой персональный сайт и уже имеются семь публикаций последним из которых это мое выступление и презентация к нему.
28 слайд
Ну и используемая литература и общение с людьми помогло мне приготовить это выступление! А Валентин Николаевич поддержал во время выступления!

29 слайд
Спасибо за внимание всех поздравляю с наступившим новым 2016 годом и рождеством! Желаю новых свешений.





















.

15