Статья на тему: Компетентностный подход в формировании творческих способностей учащихся на уроках биологии





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Изменения приоритетов в области образования, снижение уровня биологической подготовки учащихся, падение интереса к предмету, недооценка роли биологических знаний в общем развитии, воспитании, приобщении учащихся к культуре требуют повышения престижа школьного курса биологии. Все перечисленные причины явились основанием для пересмотра мною форм и методов работы с учащимися.
Энциклопедический словарь трактует понятие «компетенция» как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине.
А «компетентность» - это способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта, приобретенных знаний, умений и навыков.
Компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Для формирования компетентностей различного уровня и развития творческих способностей учащихся разработан цикл творческих заданий, согласно которому на каждом этапе изучения биологии с 6 по 11 класс учащиеся выполняют творческие задания различного направления и уровня сложности.
К ним относятся:
подготовка аппликаций, рисунков, схем, таблиц, кроссвордов, ребусов, реклам, листовок;
написания стихов, сказок, сочинений, загадок, рефератов;
подготовка и защита проектов;
экскурсии, походы;
внеклассные мероприятия (КВН, праздники, тематические вечера);
работа на пришкольном участке.

Все перечисленные формы творческих заданий рассматриваются как средство осуществления деятельностного характера процесса обучения. Что позволяет реализовать обучение согласно основам компетентностного подхода.
Все это помогает ученикам развивать мышление и самостоятельность в суждениях по изучаемому материалу, что говорит о формировании компетенций различного уровня.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности учителя.
А применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.
Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:
уровень понимания,
уровень логического мышления и
уровень творческого мышления.
Творческое мышление совершается за три этапа:
1этап - возникновение проблемной ситуации, первоначальный анализ ее и формулировка проблемы.
2 этап - творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы.
3 этап – творческого познания – этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка. На этом принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества.
Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний.
Обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию творческих способностей и как результат познавательного интереса и приобретение знаний в учебной деятельности.
Мне удалось сформировать устойчивый интерес к предмету через выполнение творческих заданий. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связывающим звеном.
Именно благодаря интересу как знания так и процесс приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Я применяю различные формы урока и в каждом случае стремлюсь выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие творческой активности учащихся.
Использую разные способы, средства, приемы активизации мышления учащихся.
Одним из них является подход по выполнению индивидуальных или групповых творческих заданий и проектов. Мною перед классом ставятся задачи, которые побуждают учащихся предпринимать поиски к творческому исполнению.
Творческий подход в обучении рассматривается как средство формирования компетентностей различного уровня, а его цель - активизация познавательной деятельности, развитие интереса к знаниям.
Компетентностный подход позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала.
В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Стимулом, повышающим творческую активность, может быть форма подготовки домашнего задания.
К таковым относятся:
подготовка аппликаций, рисунков, схем, таблиц, кроссвордов, ребусов, реклам;
написания стихов, сказок, загадок, рефератов;
подготовка и защита проектов.
Инновационность подхода, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся, их интереса относится не только к теоретическим основам предмета биологии, но и практическим навыкам в реальной жизни каждого учащегося позволило добиться следующих результатов: учащиеся справляются с контрольными работами, срезами на оптимальном уровне, ученики участвуют в олимпиадах, занимают призовые места, становятся студентами биологических факультетов, с удовольствием участвуют во внеурочной работе.








13PAGE 15


13PAGE 14415