Формирование рефлексивной компетентности студентов на уроках литературы


ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Полякова Татьяна Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
…Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…
Аристотель
Принцип активности и сознательности – одно из главных условий образовательного процесса. Важным этапом на современном учебном занятии, позволяющим следовать данному принципу, является этап рефлексии.
Задача педагога заключается не только в формировании системных знаний у обучающихся, но и в умении научить применять полученные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни, в умении создавать условия для развития творческих, познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей.Рефлексия – умение обучающегося осознавать то, что он делает, обосновывать и аргументировать свою деятельность.
Рефлексивная деятельность стимулирует развитие универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов обучения.
На занятиях по литературе можно использовать различные методы и приемы организации рефлексии.
Для того, чтобы выявить уровень осознания содержания учебного материала и определить отношение обучающегося к изученной теме, можно использовать прием «Чемодан. Корзина. Мясорубка».
На доску крепятся три листа с изображением чемодана, корзины и мясорубки. Задача студентов – определить, как они поступят с информацией, полученной во время занятия. Свой ответ необходимо аргументировать. Если обучающийся выбирает чемодан, то изученный материал пригодится ему в дальнейшем, он готов забрать с собой знания. Студент выбирает корзину – полученные знания оказались ненужными, бесполезными, их можно отправить в мусорную корзину. То, что оказалось интересным и познавательным на занятии, но необходимо еще раз проработать, отправляется в «мясорубку».
Объединить ранее изученный материал и новые знания позволяет такой несложный прием, как «Акрослово». В большом толковом словаре русского языка Кузнецова С.А. сказано, что акростих – это «стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово, фразу или имя, обычно служащие посвящением». Особенность приема «Акрослова» заключается в следующем: дается какое-то имя/фамилия персонажа, образ, деталь художественного произведения, на каждую букву слова необходимо подобрать соответствующее определение данного образа/имени/фамилии. Например: опишите при помощи эпитетов образ Москвы, изображенной в стихотворениях Марины Цветаевой:
М – манящая
О – огненно-купольная, отвергнутая Петром
С – святая
К – колокольная, краснокупольнаяВ – возвеличенная, вольная
А – алтарная
Приведем еще один пример: дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
В – всесильный
О – олицетворяет справедливость
Л – луна, «черный пудель», «чертовщина»
А – антипод ИешуаН – не абсолютное зло
Д – дьявол
Оценочный лист – прием, позволяющий студенту оценить не только уровень усвоения и понимания содержания учебного материала, но и собственную деятельность на занятии. Для этого студентам предлагается несколько несложных вопросов, на которые необходимо дать краткий ответ:
Выполнил ли я, что задумал?
Какой главный результат моей деятельности?
Все ли получилось так, как я задумывал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было легко выполнить, а что оказалось неожиданно трудным?
Интересен и такой прием рефлексии, как «SMS». Студентам можно предложить написать SMS-сообщение своему другу о том, как прошло занятие, насколько он (обучающийся) плодотворно работал. Данная технология близка к таким приемам, как «Письмо самому себе», мини-сочинение «Чему я научился на занятии», «Мои мысли о мое участии на занятии», «Как я оцениваю результаты дела» и т.д.Прием «Что, если …». Данная технология предполагает включение в конце учебного занятия вопросов, начинающихся со слов «Что, если…» (Что, если бы Обломов не познакомился с Андреем Штольцем?). Подобные вопросы позволяют по-новому взглянуть на персонажа художественного произведения, выдвинуть свои предположения, определить ход развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения.
Простым и в тоже время интересным является прием, заключающийся в подборе афоризма, пословицы, стихотворения об изученной теме, о занятии. Данная технология позволяет оценить обучающемуся и собственное отношение к изученной теме, свою деятельность и деятельность других, дать общую характеристику занятия, например: я на уроке … (хлопал ушами, слушал краем уха, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.), книга – зеркало жизни, золото добывают из земли, а знания – из книг (пословицы).
Рефлексивная деятельность способствует развитию таких личностных качеств будущих специалистов, как конкурентоспособность, самостоятельность, предприимчивость.
Рефлексия на учебном занятии является совместной работой студента и преподавателя, которая позволяет не только совершенствовать традиционный образовательный процесс, но и успешно решить главную задачу литературы: подготовить вдумчивого читателя, помочь ему в формировании нравственных ориентиров.
Список литературы:
Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – С. 32
Глушкова О.В. Рефлексия на уроке: вопросы и ответы. Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008 – 410 с. [Электронный ресурс] URL: http://portfolioedu.ru/userfiles/teacher/subfiles/2013/01/09/b39d89728b26ff6a397c9ed90b399d41.pdf