Условия, средства и технологии формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования


Условия, средства и технологии формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не только содержание учебно-методических комплектов (УМК), требования к образовательным программам и учебным планам учреждений, но и представление о критериях профессионального мастерства педагога школы. Результативность образовательного процесса основывается на едином комплексе показателей, описывающих уровни знаний, метапредметные и личностные достижения учащихся
Технологии развития универсальных учебных действий
1. В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним:
активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности;
переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни;
признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками;
обучение в сотрудничестве;
активное участие обучающихся в выборе методов обучения.
2. Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:
• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;
• инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей;
• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
3. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.
Типология учебных ситуаций:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
4. Система индивидуальных и групповых учебных заданий включает в себя:
планирование этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания,
соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов,
распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
5. Учебно-исследовательская и проектная деятельность
Один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе.
6. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
7. Технология модерации Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
8. Технология дифференцированного подхода (Приложение 1) – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
5.2. Условия и средства формирования УУД
Учебное сотрудничество
Роли обучающихся при работе в группе распределяются по-разному:
-  все роли заранее распределены учителем;
-   роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
-  участники группы сами выбирают себе роли.
Работа парами
Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.
Варианты работы парами:
1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).
Разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1—2 классах). Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.
Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.
Рефлексия
В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
В конкретно-практическом плане развитая способность обучающихся к рефлексии своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:
• осознание учебной задачи (что такое задача? какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);
• понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?);
• оценка обучающимся способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам.
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД
1). Структура задачи.
Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свѐрнутом или развѐрнутом виде) следующих навыков:
ознакомление – понимание - применение – анализ – синтез - оценка.
В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
2). Требования к задачам.
Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надѐжными и объективными, они должны быть:
- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение (обладание) соответствующих УУД;
- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;
- «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий контур задачи, менять некоторые из еѐ условий.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам и становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий
(составлены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)
Личностные УУД
Личностное самоопределение. Развитие Я-компетенции.
Задание «Самоанализ. Кто я? Какой я?»
Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Возраст: 10-15 лет
Продолжите письменно предложения:
Я думаю, что я…
Другие думают, что я…
Мне хочется быть… (Для каждого предложения подберите 5-10 определений из списка слов на слайде)
Игровое задание «Чемодан»
Цель: формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.
Возраст: 10-15 лет.
Описание задания: один из участников игры выходит из класса, а другие начинают собирать ему «чемодан». Они называют ему те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться.
Затем каждое качество обсуждают и большинством голосов выбирают 5-7 качеств. После этого их зачитывают тому, кто выходил из класса. Этот ученик имеет право задать только один вопрос, если ему что-то непонятно. Игра продолжается до тех пор, пока есть желающие узнать о себе мнение одноклассников.
Смыслообразование. Мотивация
Игровое задание «Моя вселенная»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремления, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
Возраст: 10-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история, изобразительное искусство, музыка и др.
Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-эстетического оценивания
Задание «Моральные дилеммы»
Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схем ориентировочной основы действия нравственно-эстетического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументаций участников обсуждения.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.
Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?
Учитель должен провоцировать учащихся на озвучение различных точек зрения по ситуации с обязательной аргументацией своей позиции, а также акцентировать внимание учащихся на неоднозначности того или иного решения проблемы.
Регулятивные УУД
Задание общее планирование времени. Планируем свой день»
Цель: формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащегося.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Планирование учебной работы»
Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Возраст: 13-15 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Ежедневник»
Цель: формирование умения планировать деятельность и время в течение недели.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению»
Цель: формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Оцениваем свою работу»
Цель: освоение критериев оценки письменной работы
Возраст: 11-14 лет
Учебные дисциплины: русский язык и математика.
Задание «Критерии оценки»
Цель: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий
Возраст: 13-15 лет.
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла
Задание «Учебные цели»
Цель: формирование умения адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач.
Возраст: 11-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла
Психолого-педагогические условия формирования и развития УУД
обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий;
положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем;
отказ от негативных оценок;
стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;
формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей;
ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий
(составлены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)
Личностные УУД
Личностное самоопределение. Развитие Я-компетенции.
Задание «Самоанализ. Кто я? Какой я?»
Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Возраст: 10-15 лет
Продолжите письменно предложения:
Я думаю, что я…
Другие думают, что я…
Мне хочется быть… (Для каждого предложения подберите 5-10 определений из списка слов на слайде)
Игровое задание «Чемодан»
Цель: формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.
Возраст: 10-15 лет.
Описание задания: один из участников игры выходит из класса, а другие начинают собирать ему «чемодан». Они называют ему те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться.
Затем каждое качество обсуждают и большинством голосов выбирают 5-7 качеств. После этого их зачитывают тому, кто выходил из класса. Этот ученик имеет право задать только один вопрос, если ему что-то непонятно. Игра продолжается до тех пор, пока есть желающие узнать о себе мнение одноклассников.
Смыслообразование. Мотивация
Игровое задание «Моя вселенная»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремления, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
Возраст: 10-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история, изобразительное искусство, музыка и др.
Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-эстетического оценивания
Задание «Моральные дилеммы»
Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схем ориентировочной основы действия нравственно-эстетического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументаций участников обсуждения.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.
Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?
Учитель должен провоцировать учащихся на озвучение различных точек зрения по ситуации с обязательной аргументацией своей позиции, а также акцентировать внимание учащихся на неоднозначности того или иного решения проблемы.
Задание «Моральный смысл»
Цель: формирование ориентировки на нравственно-эстетическое содержание поступков и событий.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.
Задание «Социальная реклама»
Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.
Задание «Кодекс моральных норм»
Цель: обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.
Коммуникативные УУД
Задание «Кто прав?»
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнера) и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия)
Возраст: 10-15
Учебные дисциплины: любые гуманитарные (литература, история и др.) и естественнонаучные (математика, физика и др.)
Задание «Общее мнение»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Задание «Дискуссия»
Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий.
Возраст: 10-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках
Задание «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: 10-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности
Задание «Компьютерная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: любые гуманитарные (литература, история и др.) и естественнонаучные (математика, физика и др.)
Познавательные УУД
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получиться в результате) и проверять их)
Возраст: 12-13 лет
Учебная дисциплина: математика
Задание «Найти правило»
Цель: формирование умения выделять закономерности в построении серии
Возраст: 12-13 лет
Учебная дисциплина: математика
Задание «Работа с метафорами»
Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов)
Возраст: 11-15 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Составление слов из элементов по правилу»
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определенным правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11-15 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Отсутствующая буква»
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11-15 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Робинзон и Айртон»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Формирование умения проводить эмпирическое исследование
Задание «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Возраст: 14-15 лет.
Учебная дисциплина: литература.
Задание «любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса.
Возраст: 13-15 лет
Учебная дисциплина: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла).
Задание «Выбор транспорта»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование
Возраст: 11-15 лет.
Учебная дисциплина: география.
Задание «Жильцы твоего дома»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.
Возраст: 12-13 лет.
Учебная дисциплина: география.
Формирование умения проводить теоретическое исследование
Задание «Сказочные герои»
Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.
Возраст: 14-15 лет.
Учебная дисциплина: литература.
Формирование смыслового чтения
Задание «Диалог с текстом»
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом»
Возраст: 11-12 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология)
Задание «Учимся задавать вопросы»
Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам.
Возраст: 11-12 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Озаглавливание текста»
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология)
Задание «Пословицы»
Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: литература, история.
Задание «Эпиграф»
Цель: развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.
Возраст: 11-15 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Сочиняем сказку»
Цель: формирование читательского воображения на основе овладения приемов сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приемом антиципации.
Возраст: 11-14 лет
Учебная дисциплина: литература.
Задание «Понимание научного текста»
Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.
Возраст: 12-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия)
Задание «приемы осмысления текста в ознакомительном чтении»
Цель: усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).
Возраст: 14-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия)
Задание «Постановка вопросов к тексту»
Цель: овладение приемом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Возраст: 14-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия)
Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченного из текстов
Цель: освоение приемов логического запоминания информации, извлеченного из текстов
Возраст: 12-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия)
Регулятивные УУД
Задание общее планирование времени. Планируем свой день»
Цель: формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащегося.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Планирование учебной работы»
Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Возраст: 13-15 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Ежедневник»
Цель: формирование умения планировать деятельность и время в течение недели.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению»
Цель: формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления.
Возраст: 12-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.
Задание «Оцениваем свою работу»
Цель: освоение критериев оценки письменной работы
Возраст: 11-14 лет
Учебные дисциплины: русский язык и математика.
Задание «Критерии оценки»
Цель: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий
Возраст: 13-15 лет.
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла
Задание «Учебные цели»
Цель: формирование умения адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач.
Возраст: 11-14 лет
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла