Открытый урок по познанию мира. 4 кл. тема: Большое космическое путешествие


Средняя школа – гимназия № 12.
Предмет: Познание мира.
Тема: «Отроки во Вселенной».
Класс: 4.
Провела: Романчук О. И.

Цель:
Закрепить знания о космосе и космических телах.
Продолжить развивать познавательные способности, умение анализировать и синтезировать учебный материал, самостоятельное мышление.
Воспитывать патриотизм, космополитическое сознание, продолжить воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
Форма урока: урок – путешествие.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Методы: мозговой штурм, диаграмма Венна.
Формы работы: групповая.
Технология: элементы критического мышления.
Ход урока.
У. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в глубины космоса. Цель нашего путешествия – найти братьев по разуму.
Мы отправляемся в путь на космическом корабле.
На борту корабля будет два экипажа : «Юпитер» и «Сатурн». Эти экипажи будут соревноваться между собой. Тот экипаж, который наберет больше очков получит почетное право встретить инопланетных гостей на Земле и проводить для них экскурсию.
В ходе нашего путешествия капитаны экипажей должны будут вести бортовой журнал в который они будут заносить результаты работы экипажа.
У. Приготовиться к старту!
- Есть приготовиться к старту!
У. Пристегнуть ремни.
- Есть, пристегнуть ремни!
У. Проверить скафандры.
- Есть, проверить скафандры!
У. Приготовиться к отсчету.
5…4…3…2…1… Поехали!
Слайд «Взлет ракеты»
Докладывают капитаны экипажей:
- Пять минут – полет нормальный.
- Двадцать минут - полет нормальный.
У. Внимание! Покидаем земную атмосферу. Входим в безвоздушное пространство.
Слайд «космический полет»
Задание 1 (Мозговой штурм.)
- смотрите , как красиво! Но эта красота обманчива. Космос полон многочисленных опасностей. Какие опасности нас могут ожидать ? Ваша задача: на листах бумаги написать какие опасности могут встретиться на пути космического корабля.
Ученики пишут свои ответы на полосках бумаги и прикрепляют на магнитную доску.
У. Какие из этих факторов не зависят от человека? (комета и метеор) для того чтобы избежать столкновения с ними, мы должны знать о них как можно больше. В каждом из экипажей есть специалист по кометам или по метеорам. Эти специалисты познакомят команду соперника с этим явлением.
Задание 2.
«Специалисты» подходят к экипажу соперника и рассказывают о комете или метеоре.
Задание экипажам: из предложенных фраз выбрать только те которые относятся : для экипажа «Юпитер» выбрать все относящееся к комете, а экипажу «Сатурна» - все относящееся к метеору.

Задание 3.
- Сейчас мы с вами разделимся. Один экипаж высадится с экспедицией на Луне, а второй - Марсе. Цель ваших экспедиций обнаружить жизнь на этих космических объектах, сравнить эти объекты с Землей.
Экипаж «Юпитера» высаживается на Луне.
Слайд «Луна»
Экипаж «Сатурна» высаживается на Марсе
Слайд «Марс».

Земля Марс

Земля Луна

Вопросы :Атмосфера.
Вода.
Удаленность от Солнца.
У. Сделать вывод о том, возможна ли жизнь на Марсе и Луне при наличии этих условий? (Докладывают спикеры экипажей).
Капитаны заносят в бортовой журнал результаты экспедиций.
- Отправляемся дальше.
Слайд «чудесная галактика».
- Смотрите, в иллюминаторах, прямо по курсу показалась удивительная галактика. Что такое галактика?
- Входим в эту галактику. Приближаемся к звездной системе.
Слайд «звездная система»
- Совершить посадку.
Слайд «город».
Задание для команд 4.
Выходят два инопланетянина.
-И. Мы приветствуем вас. Откуда вы к нам прибыли?
Задание для «Юпитер» - из терминов составить схему : «Адрес во вселенной». Защитить свою работу.
Галактика Млечный путь – Солнечная система – планета Земля – материк Евразия – Республика Казахстан.
У. Правильность вашего ответа мы сейчас проверим .Показ слайдов.
И. Знаем, знаем мы вашу планету. Мы за ней наблюдали. Но вы тогда еще пирамиды стоили для фараонов. Как при такой технике вы смогли полететь в космос?
Задание для экипажа « Сатурн» - составить схему «Освоение космоса»
Сергей Павлович Королев – Белка и Стрелка – Юрий Алексеевич Гагарин – казахстанские космонавты.
-И. Ой как интересно! Расскажите еще про свою Землю!
Задание 5.
По одному предложению рассказать о красоте нашей Родины.
Слайды «Казахстан».
Ответы экипажей.
- Нам пора возвращаться домой. Нам очень у вас понравилось. Прилетайте к нам в гости.
- Обязательно прилетим. До свидания!
Подведение итогов игры.
- что знали вы о космосе раньше?
- что вы узнали на уроке?
- что вы еще хотите узнать?
- понравилось вам наше путешествие?
- а вы хотите по настоящему отправиться в космос?
- как вы думаете, что вы должны для этого сделать?
Бортовой журнал экипажа «Земля»
1задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
Задание
Выполнено Задание не выполнено _______________________________________________________________
Бортовой журнал экипажа «Юпитер»
1задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
Задание
Выполнено Задание не выполнено Бортовой журнал экипажа «Марс»
1задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
Задание
Выполнено Задание не выполнено Бортовой журнал экипажа «Уран»
1задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
Задание
Выполнено Задание не выполнено Приложение.
(Кометы- это гигантские шары, состоящие из сверкающих ледяных камней, газа и пыли . У кометы есть хвост из газа и пыли- светящийся шлейф. Вокруг солнца вращается около 100млрд комет)(Комета имеет свою орбиту, а метеор нет. Метеор – это камень.)- С какого момента метеор становится метеоритом?
(когда метеор падает на поверхность планеты.)
Почему Луна покрыта кратерами? (Большинство луны кратеров образовалось около3 млрд лет назад в результате падения метеоритов, они мчались в космическом пространстве и врезались в планету на высоких скоростях.
.Почему Земля не покрыта кратерами? (Земля также когда то была покрыта кратерами, но большинство из них исчезло благодаря дождю и движению земной коры. На Луне же нет погоды .Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы, названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа.
Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных, а также вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных.
У Марса есть два естественных спутника, Фобос и Деймос (в переводе с древнегреческого — «страх» и «ужас» — имена двух сыновей Ареса, сопровождавших его в бою), которые относительно малы и имеют неправильную форму. Они могут являться захваченными гравитационным полем Марса астероидами, подобными астероиду 5261 Эврика из Троянской группы
Галактикой называется большая система из звёзд, межзвёздного газа и пыли, тёмной материи и, возможно, тёмной энергии, связанная силами гравитационного взаимодействия. В центре любой галактики находится сверхмассивная чёрная дыра. Обычно галактики содержат от 10 миллионов (107) до 1 триллиона (1012) и более звёзд, вращающихся вокруг общего центра тяжести. Кроме отдельных звёзд и разрежённой межзвёздной среды, большая часть галактик содержит множество кратных звёздных систем, звёздных скоплений и различных туманностей. Как правило, диаметр галактик составляет от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч световых лет, а расстояния между ними исчисляются миллионами световых лет.
В центре нашей системы находится звезда Солнце. А вокруг нее вращается 9 планет .Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)- Мы живем на третьей планете от Солнца – Земля.