Рабочая программа по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова
городского округа Власиха Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы ____________ Г.Я. Шик
«___» августа 201__г.
М.П.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общекультурное направление
Кружок «Разговор о правильном питании»
3 «А» класс
Составитель: Герасимова О.Н.,
учитель начальных классов высшей категории
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
• со ст. 12 Закона «Об образовании РФ»;
•с федеральным государственным образовательным стандартом НОО;
•с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова;
•с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год;
• с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году;
•с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова. Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» по внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе ООП НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова, в которой отражены следующие положения в соответствии со структурой, установленной в Стандарте.Актуальность. По статистическим данным в России 30 – 35% детей поступающих- в школу уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но и как организовано его питание.
Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Программа кружка представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.
Участники кружка: обучающиеся 3 класса.
Структура: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Теоретических 16 часов, практических – 18 часов. Продолжительность занятий – 40 минут.
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. 
Задачи:
организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий;
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Формы и методы организации занятий:
тематическая беседа;
экскурсии, наблюдения;
сюжетно-ролевые игры;
игры с правилами;
образно-ролевые игры;
дискуссии;
мини-проекты;
творческие задания.
Содержание:
Раздел 1. Разнообразие питания – 5ч.
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты.
Раздел 2. Гигиена питания и приготовление пищи – 12ч.
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Раздел 3. Этикет – 8 ч.
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи.
Раздел 4. Рацион питания – 5 ч.
Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Составляем меню на день.
Раздел 5. Из истории русской кухни – 4 ч.
Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Формы контроля.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
№ Тема Кол-во часов Перечень
универсальных действий обучающихся
Аудиторных Внеаудиторных Разнообразие питания – 5ч.
1 Из чего состоит наша пища. 1 Личностные:
• определять и высказывать под руководством педагога простые этические нормы;
знать: гигиену школьника, полезные и вредные привычки в питании, правила поведения в столовой;
уметь отличать полезные и вредные продукты, правила поведения в столовой, правила поведения в гостях и пользования столовыми приборами, составлять простое меню;
• в предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметные:
•учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
•ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
•делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
•преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Предметные:
•делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
•определять последовательность действий;
применять полученные знания в повседневной жизни.
2 Что нужно есть в разное время года. 1 3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 1 4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 1 5 Самые полезные продукты. 1 Гигиена питания и приготовление пищи – 12ч. 6 Гигиена школьника. 1 7 Здоровье – это здорово! 1 8 Где и как готовят пищу. 1 9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. 1 10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. 1 11 Продукты быстрого приготовления. 1 12 Всё ли полезно, что в рот полезло. 1 13 Всегда ли нужно верить рекламе? 1 14 Вредные и полезные привычки в питании. 1 15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. 1 16 Полезные напитки. 1 17 Ты – покупатель. 1 Этикет – 8 ч. 18 Правила поведения в столовой. 1 19 Как правильно накрыть стол. 1 20 Предметы сервировки стола. 1 21 Как правильно вести себя за столом. 1 22 Как правильно есть. 1 23 Правила поведения в гостях. 1 24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. 1 25 Вкусные традиции моей семьи. 1 Рацион питания – 5 ч. 26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. 1 27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. 1 28 Бабушкины рецепты. 1 29 Хлеб всему голова. 1 30 Составляем меню на день. 1 Из истории русской кухни – 4 ч. 31 Как питались на Руси и в России? 1 32 За что мы скажем поварам спасибо. 1 33 Необычное кулинарное путешествие. 1 34 Необычное кулинарное путешествие. 1 Всего: 16 18 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
№ Тема Кол-во
часов Форма
проведения
занятия Вид деятельности
обучающихся Ожидаемый результат
(основные универсальные действия, формируемые на занятии) Дата Коррек-ция1 Из чего состоит наша пища. 1 беседа знакомство с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли) Л: иметь представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
К: умеют обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
П: знать об основных группах питательных веществ. 2 Что нужно есть в разное время года. 1 беседа, экскурсия составление меню для холодного и жаркого времени года Л: иметь представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания.
К: договариваться и приходить к общему решению.
П: знание блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды. 3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 1 просмотр видеоролика выбор блюд для спортсмена Л: оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.
К: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
П: формировать представление о зависимости рациона питания от физической активности. 4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 1 беседа составление дневника «Мой день» 5 Самые полезные продукты. 1 экскурсия распределение продуктов на группы Л: установка на здоровый образ жизни.
К: быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия.
П: расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. 6 Гигиена школьника. 1 экскурсия в мед. кабинет оформление стенгазеты 7 Здоровье – это здорово! 1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей в игре, выполнение этих ролей Л: установка на здоровый образ жизни.
К:умение взаимодействовать с одноклассниками
П: формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. 8 Где и как готовят пищу. 1 экскурсия знакомство с рабочим местом повара Л: имеют представление о предметах кухонного оборудования, их назначении.
К: уметь договариваться и приходить к общему решению.
П: знакомство с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов. 9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. 1 беседа работа с таблицами Л: имеют представление о разнообразии блюд.
К: уметь договариваться и приходить к общему решению.
П: знакомство с различными блюдами, приготовленных из малого количества продуктов, составление меню. 10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. 1 экскурсия разработка простого меню 11 Продукты быстрого приготовления. 1 просмотр презентации распределение продуктов по времени приготовления Л: имеют представление о разнообразии продуктов и правилах их хранения.
К: уметь оформлять свои мысли устно, стремление к сотрудничеству.
П: умение самостоятельно выбирать продукты быстрого приготовления. 12 Всё ли полезно, что в рот полезло. 1 образно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре 13 Всегда ли нужно верить рекламе? 1 экскурсия участие в ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека.
К: владеть приемами действий в ситуациях общения и взаимодействия.
П: обобщение уже имеющихся знаний об основах рационального питания, установка на здоровое питание. 14 Вредные и полезные привычки в питании. 1 беседа оформление стенгазеты 15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. 1 экскурсия учатся распределять продукты на полезные и неполезные 16 Полезные напитки. 1 экскурсия знакомство с молочными напитками 17 Ты – покупатель. 1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
К: владеть приемами действий в ситуациях общения.
П:знание правил покупки на рынке и в магазине. 18 Правила поведения в столовой. 1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, понимание значения знаний поведения за столом и в гостях, умения пользоваться столовыми приборами для повышения уровня культуры.
К: владеют приемами действий в ситуациях общения, стремление к сотрудничеству; следят за безопасностью друг друга, умеют совместно договариваться о правилах общения и следовать этим правилам.
П: расширение представлений о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формирование представлений о правилах поведения за столом и в гостях, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
19 Как правильно накрыть стол. экскурсия практическое занятие в школьной столовой 20 Предметы сервировки стола. 1 беседа знакомство со столовыми приборами 21 Как правильно вести себя за столом. 1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре 22 Как правильно есть. 1 дискуссия обсуждение правил приема пищи, сюжетно-ролевая игра 23 Правила поведения в гостях. 1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре 24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. 1 просмотр презентации знакомство с историей появления ножа и вилки Л: понимание значения пользования столовыми приборами как показателя уровня культуры.
К: умеют договариваться о правилах общения.
П: соблюдают правила использования ножа и вилки. 25 Вкусные традиции моей семьи. 1 мини-проект презентация кулинарных семейных традиций Л: умеют анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.
К: умеют обращаться за помощью.
П: понимание необходимости сохранять природные «вкусные» семейные традиции. 26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. 1 экскурсия наблюдения за приготовлением каши Л: осознание полезности употребления в рационе питания каш.
К: умеют договариваться и приходить к общему ре-шению. П: расширение знаний о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна. 27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. 1 просмотр презентации участие в дискуссии «Значение жидкости для организма человека» Л: интерес к знаниям и способам их приобретения.
К: формулируют собственное мнение и позицию.
П: понимают значение воды для организма человека. 28 Бабушкины рецепты. 1 творческое задание презентация лучших кулинарных семейных рецептов Л: проявлять уважительное отношение к семейным традициям.
К: стремиться к сотрудничеству.П: использовать приобретённые знания для презентации семейных рецептов. 29 Хлеб всему голова. 1 экскурсия экскурсия на хлебозавод (по возможности) Л: интерес к знаниям и способам их приобретения.
К: умеют договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
П: умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. 30 Составляем меню на день. 1 творческое задание составление меню на день 31 Как питались на Руси и в России? 1 просмотр презентации знакомство с продуктами и рационом питания на Руси Л: установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека.
К: конструктивно взаимодействовать с партнёром.
П: применять полученные сведения в повседневной жизни. 32 За что мы скажем поварам спасибо. 1 экскурсия наблюдение за работой поваров 33 Необычное кулинарное путешествие. 1 просмотр презентации знакомство с блюдами русской кухни Л: знают кулинарные традиции русского народа.
К: формулируют собственное мнение и позицию.
П: формирование представлений о кулинарных традициях как части культуры народа. 34 Необычное кулинарное путешествие. 1 мини-проект конкурс «Поваренок» Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень:
- предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения оздоровительных задач.
Второй уровень:
- предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к здоровьесбережению. Результат проявляется в активном использовании школьниками основ знаний правильного питания, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень:
- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям.
Список литературы для учителя:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
4. Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
5. Ладодо К.С. Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы, для детей.
1. Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974,254с
2. Верзилин.Н Путешествие с комнатными растениямиЛ., 1974,254с
3. Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185 стр.
4. Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника.М., Издательство АСТ, 2001с.
РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО Методический совет школы
от __________№___ ________________№_________
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ /Т.С. Калиниченко /
Дата___________