Разговор о правильном питании — программа внеурочной деятельности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Посёрская основная общеобразовательная школа»









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Разговор о правильном питании»
Для детей 7-9 лет
Срок реализации 1 год.










Составитель: Меринова. Н. Б.
Учитель начальных классов
1 категории.











Посёр,2011г


Название программы: «Разговор о правильном питании»
Срок реализации: 1 год
Возрастной диапазон: 7-9 лет
Тип программы: модифицированная
Уровень освоения: общеразвивающая
Направление: здоровьесбережение
По форме содержанию: монопрограмма



























Пояснительная записка.
Главная цель: сформировать у детей основы рационального питания. Воспитание культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы. Для того чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, следует строить их так, чтобы максимально учитывались возрастные особенности и возможности ребенка. При этом обучение строится как игра, позволяющая проявить детям свою активность.
В программе учтены традиции питания- все рекомендуемые блюда в программе и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей, так как они должны рассказывать своим детям о важности правильного питания. Основная задача- сделать родителей союзниками, так как многие родители считают , что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат. На самом деле, дорогая пища не всегда полезна. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей ( нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак- кашу, привычка есть всухомятку , нежелание есть супы,) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями.
Для того, чтобы родители могли высказать свое мнение о проводимой работе, им могут быть предложены анкеты, может быть беседа, в которой раскрываются цели и задачи данной программы, ее тематика. Анализ анкет родителей поможет правильно организовать совместную работу при реализации программы.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей ( например, для не читающих детей вместо чтения по ролям используется составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок.) Поскольку игра является ведущей у младших школьников, то и игровые методы являются основой программы. Это сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры. Каждое занятие дается интересная информация по теме ( информационная справка). Разбор пословиц и поговорок возвращает детей в мир литературы, происходят межпредметные связи. Рабочая тетрадь позволяет грамотно построить занятие.
Итогом работы будет праздничное мероприятие: «День рождения Зелибобы», которое пройдет вместе с родителями в праздничной обстановке. ( на столе только полезные продукты)

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Данная программа в доступной форме обучает детей правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Программа разработана на 1 год обучения и рассчитана на детей 7-9 лет.
Занятия проводятся в классе 1 раз в неделю всем составом. Количество часов за год – 68. По типу данная программа – модифицированная, по уровню усвоения – общеразвивающая.

Методы и формы обучения:

Дети, особенно младшего возраста, не любят и почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, поэтому на занятиях используются разнообразные формы: беседы, игры, творческие задания и т.д , благодаря которым дети наиболее эффективнее усваивают предлагаемый материал. Программа предполагает больше времени уделять дополнительной литературе, благодаря этому у детей формируется усидчивость, развивается кругозор, самостоятельность. Игровые приемы помогают учиться использовать свои знания в быту, учат творчеству, радости.

Ожидаемый результат:
К концу года дети знакомы с правилами питания, умеют выбрать полезные продукты, объяснить их значимость. Данная программа поможет сократить заболеваемость гастритом у младших школьников.

Способы проверки результата:
Оценкой качества полученных знаний будет служить:
- беседа ( теоретические знания)
- праздник « День рождение Зелибобы»

Условия реализации:
Для успешной реализации программы необходимы наглядные пособия, материалы для практических занятий, методическая литература, компьютер, мультимедиа проектор.








Учебно-тематический план.

Номер занятия
Тема занятия
Всего часов
теория
Практика

1.
Вводное занятие. Если хочешь быть здоров.
2
1
1

2.
Самые полезные продукты.
8
2
6

3.
Как правильно есть?
5
1
4

4.
Удивительные превращения пирожка.
2
1
1

5.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
5
1
4

6.
Плох обед, если хлеба нет.
6
1
5

7.
Полдник. Время есть булочки.
4
2
2

8.
Пора ужинать.
4
2
2

9.
На вкус и цвет товарищей нет.
4
2
2

10.
Если хочется пить как утолить жажду?
5
2
3

11.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее?
4
2
2

12.
Где найти витамины весной?
4
1
3

13.
Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты.
5
1
4

14.
Каждому овощу свое время.
6
1
5

15.
День рождения Зелибобы. Игра «Прогулка по улице Сезам».
4
2
2



68ч.
22ч.
46ч.




Содержание курса.


Тема занятия.
Цель:
Содержание занятия.

1.
Вводное занятие.
Познакомить учащихся с героями «Улицы Сезам».
-информационная справка
-анкетирование
-рисунки героев

2.
Самые полезные продукты.
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты.
-информационная справка
-сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»
- игра-соревнование «Разложи продукты»
- тест «Самые полезные продукты»

3.
Как правильно есть?
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.
- информационная справка
-игра-обсуждение «Законы питания»
- правила гигиены питания
-игра «Чем не стоит делиться»

4.
Удивительные превращения пирожка.
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
- информационная справка
- соревнования
- тест
-игра


5.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.
Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
- информ. справка
- блюда для завтрака
- игра «пословицы запутались»
- загадки
- игра «Знатоки»
- игра «Угадай сказку»
- конкурс «Самая вкусная каша»
- викторина
- игра «Поварята»

6.
Плох обед, если хлеба нет.
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
- информ, справка
- пословицы о хлебе
- песня «Солнышко»
- игра «Угадай-ка»
- игра «Секреты обеда»
- игра «Советы хозяюшки»
- интересные факты

7.
Полдник. Время есть булочки.
Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
- справка
- викторина «Знатоки молока»
- песня «Кто пасется на лугу?»
- кроссворд «молоко»
-«Подбери рифму»
-«Кладовая народной мудрости»

8.
Пора ужинать.
Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.
- справка
- игра «Объяснялки»
- «Как приготовить бутерброды»
- «Что можно есть на ужин»

9.
На вкус и цвет товарищей нет.
Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов.
- справка
- практическая работа: «Определи вкус продукта»
- практическая работа: «Какой сок»
- игра Приготовь блюдо»

10.
Если хочется пить
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
- справка
- «Из чего готовят сок»
- загадки
- «Мы не дружим с сухомяткой»
-игра «Праздник чая»

11.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
- справка
- игра «Мой день»
- игра «Меню спортсмена»

12.
Где найти витамины весной?
Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
- справка
- игра «Отгадай название»
- практическое задание: Проращивание лука
- игра «Морские продукты»
-игра «Отгадай мелодию»
- игра «Вкусные истории»

13.
Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты.
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма.
- справка
- игра «Овощи и фрукты»
- провести любой праздник на эту тему

14.
Каждому овощу свое место.
Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.
- справка
- сказка «Вершки и корешки»
- соревнование по сказке
- загадки
- игра «какие овощи выросли в огороде»
- конкурс-соревнование «самый оригинальный салат»
- составление книжки «Витаминная азбука»
- стихи об овощах

15.
День рождения Зелибобы. Заключительная игра «Прогулка по улице Сезам».
Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.
- справка
- праздничное мероприятие с чаепитием
- конкурс салатов, каш, бутербродов
- конкурс «Собери картофель»
- игра «Правильно-неправильно»
И т.д






































Литература:
Витамины / Под ред. Смирнова М.П.- М: Медицина,1974г
Ермаков Б.С Лесные растения в вашем саду ( плодово-ягодные деревья и кустарники) / Справочное пособие- М: Экология,1992г
Рабочая тетрадь Безруких М.М « Разговор о правильном питании»
Степанов В «Русские пословицы и поговорки от А до Я»
































Заявка
на участие в Конкурсе на разработку дополнительных общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся, с акцентом на активные методы обучения.

Страна/ Субъект Российской Федерации
Россия, Пермский край
Наименование номинации, на участие в которой подается Заявка
«Лучшая дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся.»

Наименование и количество учебных часов Программы / наименование активного метода занятий на тему здорового питания обучающихся (игры, мастер-классы, и т.д.) / наименование визуального средства пропаганды здорового питания среди обучающихся (видеоролик, плакат и т.д.)

Номер занятия
Тема занятия
Всего часов
теория
Практика

1.
Вводное занятие. Если хочешь быть здоров.
2
1
1

2.
Самые полезные продукты.
8
2
6

3.
Как правильно есть?
5
1
4

4.
Удивительные превращения пирожка.
2
1
1

5.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
5
1
4

6.
Плох обед, если хлеба нет.
6
1
5

7.
Полдник. Время есть булочки.
4
2
2

8.
Пора ужинать.
4
2
2

9.
На вкус и цвет товарищей нет.
4
2
2

10.
Если хочется пить как утолить жажду?
5
2
3

11.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее?
4
2
2

12.
Где найти витамины весной?
4
1
3

13.
Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты.
5
1
4

14.
Каждому овощу свое время.
6
1
5

15.
День рождения Зелибобы.
4
2
2



68ч.
22ч.
46ч.



Наименование и место нахождения образовательной организации
МКОУ « Посерская ООШ» 617041, Пермский край, Ильинский р-он, д.Посёр, ул.Победы,6

Должность и Ф.И.О. руководителя образовательной организации
Директор Катаева Вера Ивановна

Категория детей – участников Программы
Начальные классы 7-9 лет

Фамилия, имя, отчество автора Программы / метода занятий / средства пропаганды
при наличии физического лица – автора
Меринова Наталья Борисовна

Образование, ученая степень, награды автора
Среднее-профессиональное

Место работы и должность автора
МКОУ « Посёрская ООШ», учитель начальных классов

Телефон образовательной организации
8(34276)93439

Е-mail образовательного учреждения
poserilin@yandex.ru

Телефон, e-mail контактного лица образовательного учреждения
8(34276)93439, merinova002@yandex.ru


Приложение к заявке: программа , приложения

Должность руководителя
образовательной организации
директор Катаева В.И___________

(подпись, печать)

Дата: 21.10.2014г


15