Программа кружка для детей с ОВЗ Разговор о правильном питании


Пояснительная записка
Основой для рабочей программы кружка «Разговор о правильном питании» послужило методическое пособие с тем же названием, разработанное Институтом возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, академика РАО; и Примерная программа по внеурочной деятельности в 2 ч. Ч.1 – 4-ое изд. Перераб. М.-Просвещение, 2010.
Проблема сохранения физического, психического здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы в настоящее время является очень актуальной. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести ЗОЖ надо начинать с детства. Реализация программы «Разговор о правильном питании» является удачным тому примером.
Практически, многие родители испытывают проблемы в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Необходимость такой программы вызвана так же отсутствием культуры питания у детей.
Цель программы: в веселой и доступной форме рассказать младшим школьникам об основах рационального питания, сформировать у них желание и готовность заботиться о своем здоровье.
Задачи:
развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности

Общая характеристика курса
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Материал программы носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Описание места курса «Разговор о правильном питании» в рамках внеурочной деятельности
На изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры:
Осознание здоровья как главной человеческой ценности;
Важность правильного питания как составная часть сохранения и укрепления здоровья;
Необходимость и важность регулярного питания, соблюдения режима питания;
Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества для его развития;
Эстетика правильного питания как основа правильного восприятия значимости еды.
Планируемые результаты реализации программы
Осознать важность здоровья для благополучия человека, его ответственность за сохранение здоровья ;Сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;
Владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
Учиться проявлять умения соблюдать правила рационального питания и преодолевать возникшие трудности;
Уметь применять свои знания на практике;
Знать и выполнять правила этикета, связанные с питанием;
Знать и уважать народные традиции, связанные с питанием и здоровьем;
Строить речевые высказывания в устной форме.
Содержание курса
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
      Особенностями программы кружка является: 
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;                                                                                                 
- расширение чувственного опыта и практической  деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.              Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач  курса. В программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения  по программе, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы,  дискуссия, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. В программе делается акцент на эстетическое восприятие питания, продуктов, блюд, что способствует эффективному усвоению предлагаемого материала.
Тематическое планирование
кружка «Разговор о правильном питании»
№ Тема занятия Виды деятельности Количество часов Дата проведения
Здоровье – это здорово (2 часа)
Здоровье – это здорово. Лекция. Беседа. 1 4.09.
Мой образ жизни. Мини-проект. Беседа. Составление режима дня. 1 11.09.
Продукты разные нужны, блюда разные важны (2 часа)
Правильное питание и здоровье. Лекция. Беседа. Викторина. 1 18.09.
Где найти витамины зимой и весной. Лекция. Беседа. Создание плаката «Витаминные продукты». 1 25.09.
Режим питания ( 1 час)
Режим питания. Лекция. Беседа. Ситуационная игра. 1 2.10.
Энергия пищи (4 часа)
Энергия пищи. Лекция. Беседа. Игра «Вкусная математика» 1 16.10.
Влияние питания на внешность человека. Лекция. Беседа. Изготовление фруктов и овощей из папье-маше. 1 23.10.
Цвет и питание. Лекция. Беседа. Игра «Разноцветные столы» 1 30.10.
Составление рационального меню. Составление и оформление меню. 1 6.11.
Где и как мы едим (1 час)
Где и как мы едим. Система общественного питания. Лекция. Беседа. Интерактивная экскурсия. 1 13.11.
Ты покупатель (2 часа)
Ты – покупатель. Где можно сделать покупку. Лекция. Беседа. Интерактивная игра «В магазине» 1 27.11.
Как нужно делать покупку. Лекция. Беседа. Ситуационная игра «Выбор продуктов» 1 4.12.
Готовим для друзей (5 часов)
Мы в гостях. Этикет за столом. Лекция. Беседа. Мини-проект «История салфетки». 1 11.12.
Готовим для друзей. Правила поведения на кухне. Лекция. Беседа. Составление и оформление инструкции безопасности. 1 18.12.
Помощники на кухне. Лекция. Беседа. Декорирование кухонной доски. 1 25.12.
У нас гости. Правильно сервируем стол. Лекция. Беседа. Изготовление открытки-приглашения. 1 15.01.
Практическая работа: «Советы хозяюшки». Выполнение практической работы. 1 22.01.
Кулинарная история. Кухни разных народов (3 часа)
История кулинарии. Лекция. Беседа. Интерактивное путешествие. 1 29.01.
Кухни народов мира. Лекция. Беседа. Мини-проект «История салата» 1 5.02.
Кулинарные праздники. Лекция. Беседа. Создание коллажа «Кулинарные праздники» 1 12.02.
Как питались на Руси и в России (6 часов)
Национальные кухни России. Лекция. Беседа. Разгадывание кроссворда. 1 19.02.
Как питались на Руси. Традиции русской кухни. Лекция. Беседа. Мини-проект «Посуда на Руси». 1 26.02.
Хлеб – всему голова. Лекция. Беседа. Викторина о хлебе. 1 5.03.
Игра-конкурс «Хлебопеки» (изделия из соленого теста). Изготовление изделий из соленого теста. 1 12.03.
Забытые рецепты русской кухни..Практическая работа: «Приготовление блюда русской кухни». 1 19.03.
Клуб знатоков русской кухни. Игра. 1 26.03.
Необычное кулинарное путешествие (6 часов)
Кулинария в живописи. Интерактивное путешествие по музеям мира. 1 2.04.
Составление «правильного» натюрморта. Создания коллажа в стиле натюрморт. 1 9.04.
Кулинария в литературе. Лекция. Беседа. Чтение отрывков их художественных произведений. 1 16.04.
Подготовка проекта «Литературное кулинарное путешествие». Игра «Кулинарные пословицы». Сбор материала для проекта. 1 23.04.
Защита проекта «Литературное кулинарное путешествие». Защита проекта. 1 30.04.
Викторина «Необычное кулинарное путешествие». Викторина. 1 7.05.
Формула здоровья (1 час)
Составляем формулу правильного питания. Подведение итогов. Кроссворд «правильное питание». 1 14.05.
Составляем формулу правильного питания. Выпуск газеты «Формула правильного питания». 1 21.05.