Программа внеурочной деятельности на тему Разговор о правильном питании (5 класс)













УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №2»
____________ И.П. Саввин
« ____ » __________ 2016 г.


Рабочая программа
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Разговор о правильном питании
5в класс


Составитель программы:
учитель Скиба О.Н.




РЕКОМЕНДОВАНО:
МО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1
от « » августа 2016г.
ПРИНЯТО:
Педагогический совет

Протокол № 1
от « » августа 2016г.










г. Новокузнецк
2016


Оглавление

1.
Пояснительная записка
3

2.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
4

3.
Содержание курса
5-6

4.
Календарно-тематическое планирование
7-8






























Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования
Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология». В ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1. Формировать и развивать представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье; 2. Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; 3. Научить освоение школьниками практических навыков рационального питания; 4. Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека: - информировать о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- расширять знания об истории и традициях своего народа;
- формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов. 5. Развивать творческие способности и кругозор у школьников, их интересы и познавательную деятельность; 6. Развивать коммуникативные навыки у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; 7. Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания школьников.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.









Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Meтaпредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы реализации Программы и представления результатов
Создание мультимедийных презентаций.
Оформление стенных газет.
Целевые экскурсии.



Содержание курса.
Тема 1: Здоровье – это здорово.
Здоровье, как одно из важнейших жизненных ценностей.
Роль человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Роль правильного питания для здоровья человека. Правильное питание, как одна из составляющих здорового образа жизни.
Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.

Тема 2: Продукты разные нужны, продукты разные важны.
Пищевые вещества (белки, жиры, углеводы) их роль и значение для организма, а также роль витаминов и минеральных веществ.
Продукты - основные источники белков , жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ. Рацион питания человека.
Основные понятия: пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

Тема 3: Режим питания.
Роль режима питания для здоровья человека.
Планирование своего дня с учетом требований к режиму питания.
Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».

Тема 4: Энергия пищи.
Представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.
Энергетическая ценность различных продуктов питания.
Представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.
Основные понятия: калория, калорийность, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

Тема 5: Где и как мы едим.
О правилах гигиены питания, формирование готовности соблюдать правила гигиены во время еды вне дома.
Развитие представления о структуре общественного питания.
Расширение представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку».
Основные понятия: сфера общественного питания, гигиена питания, режим питания.

Тема 6: Ты – покупатель.
Расширение представлений учащихся о видах торговых предприятий, где могут быть приобретены продукты питания.
О правах и обязанностях покупателя.
Использование информации на упаковке продукта.
Основные понятия: покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности.

Тема 7: Ты готовишь себе и друзьям.
Освоение практических навыков, связанных с приготовлением пищи.
Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.
Правила этикета, обязанности гостя и хозяина. Сервировки стола.
Основные понятия: бытовая техника, кулинария, гостеприимство, сервировка, этикет.

Тема 8: Кухни разных народов.
Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь.
Роль национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
Национальные кулинарные традиции и культура народа.
Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.

Тема 9: Кулинарная история.
Представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества.
Традиции и культура питания.
Основные понятия: история, культура, кулинария.

Тема 10: Как питались на Руси и в России.
История кулинарии, обычаи и традиции своей страны.
Традиции и обычаи питания, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история.

Тема 11: Необычное кулинарное путешествие.
Представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.
Представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.
Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.




















Календарно-тематическое планирование.

наименование раздела (темы)
Кол-во часов
Сроки изучения
примечание



по плану
факти-
чески
по плану
факти-
чески


1
Здоровье – это здорово:
Здоровье – это здорово.
Я и мое здоровье.
Мой образ жизни.
Правила правильного питания.
Правильное питание и здоровье.
5





2
Продукты разные нужны, продукты разные важны:
Продукты разные нужны, продукты разные важны.
О витаминах и минеральных веществах.
Анализ рациона питания.
3





3
Режим питания:
Режим питания.
Мой режим питания.
2





4
Энергия пищи:
Энергия пищи.
Энергия моей пищи.
2





5
Где и как мы едим:
Где и как мы едим.
Мы не дружим с сухомяткой.
Путешествие и поход.
3





6
Ты – покупатель:
Где и как можно сделать покупку.
Ты – покупатель.
2





7
Ты готовишь себе и друзьям:
Ты готовишь себе и друзьям.
Помощники на кухне.
Кулинарные секреты.
Конкурс кулинаров.
4





8
Кухни разных народов:
Кулинарное путешествие.
Кулинарные праздники.
2





9
Кулинарная история:
Первобытная кулинария.
Кулинария в средние века.
2





10
Как питались на Руси и в России:
Как питались на Руси и в России.
Клуб знатоков русской кухни.
2





11
Необычное кулинарное путешествие:
Кулинария и живопись.
Вкусная картина.
Кулинария и музыка.
Необычное кулинарное путешествие.
4





12
Составляем формулу правильного питания.
2





13
Итоговое занятие
1














13PAGE 15






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»





(полное наименование образовательного учреждения)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415