Статья Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Оса»
Крапивина И.В.,
учитель начальных классов
Развитие творческих способностей младших школьников
во внеурочной деятельности по русскому языку.
Учитель – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Дмитрий Лихачёв
Каким образом это делает учитель? У каждого из нас свой подход, своя изюминка. А дети все разные, и к каждому из них надо найти нужную тропинку через общение, через взаимодействие, через отношения, чтобы увидеть, раскрыть и развить то ценное, что заложено в ребёнке природой.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счёте, наши дети, наше будущее.
Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт многосторонняя внеурочная деятельность. На занятиях и кружках учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают жизненно необходимые навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться. Внеурочная деятельность по русскому языку открывает большие возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает интерес к изучению русского языка, воспитывает любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, формирует речевую культуру школьника.
Содержание внеурочной деятельности определяется школьной программой по русскому языку с учётом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся.
Повышению интереса к внеурочной работе по предмету способствует занимательность. «Занимательность (но не в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, - пишет Н.М.Шанский, - должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы». Занимательность во внеурочной работе связана с формой её проведения, выбором методов и приёмов работы, с использованием наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.
Во внеурочной деятельности на занятиях использую знания, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира.
При организации внеурочной деятельности придерживаюсь следующих принципов:
принцип добровольного участия учащихся во внеурочной деятельности;
принцип занимательности;
принцип систематичности;
принцип учёта индивидуальных способностей и интересов учащихся;
принцип успешности.
Формы занятий по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, устные журналы, олимпиады, игры стилизованные под различные телевизионные передачи: «Своя игра», «Умники и умницы», «Звёздный час», «Поле чудес» и т.д.
Тематика занятий может быть очень разнообразна. В выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры, диктуемое возрастными особенностями учащихся. Разумеется, в начальных классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 7-10 летнего возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приёмов, в разных классах. В таком случае каждая последующая информация будет шагом вперёд в раскрытии содержания рассматриваемого вопроса. Например, беседы из циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?», «Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но содержание этих бесед каждый раз должно быть новым.
Подбор материала к каждому занятию должен иметь практическую направленность.
Система занятий во внеурочной деятельности по предмету позволяет учителю применять самые разнообразные средства и формы работы для развития творческих способностей учащихся.
Ребёнок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.