Доклад : «Роль книги и чтения в формировании познавательных интересов школьников»



Доклад
На тему: «Роль книги и чтения в
формировании познавательных
интересов школьников»
Подготовила: библиотекарь
Казыбаева Г.К.
Макинская средняя школа
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник.
Эрнест Миллер Хемингуэй
Задача библиотеки – это формирование читательского кругозора, продвижение книги и поддержка чтения через внедрение новых форм и методов работы, развитие познавательных способностей. Методы и формы работы библиотеки для реализации этих задач : Выявление интересов читателей. Для чего проводится вопрос – исследование «Какие книги хотели бы видеть читатели в своей школьной библиотеке?», выставка-опрос «Здравствуй читатель!»
Можно сказать подробнее о выставке «Здравствуй читатель!». Цель выставки – определить, по какому принципу читатели выбирают книги, умение читателя пользоваться аннотацией при выборе книг. Оформление: обращение к читателю, листы для отметок читателя, маркеры. Библиотекарь может обращаться: «Уважаемый читатель! Мне очень хотелось бы знать, как ты выбираешь книги в библиотеке. Привлекает ли тебя яркая обложка, красочные иллюстрации или заинтересовало название книги? Тебе нравятся произведения какого-либо писателя? Или ты долго листаешь книгу, читаешь аннотацию, чтобы узнать будет ли книга интересна для тебя? Поставь галочку на одном из листочков «Я выбираю книгу…», если это соответствует твоим принципам выбора книги. Спасибо! Ваш библиотекарь…» Разделы выставки «Я выбираю книгу с красивой обложкой и яркими картинками», «Я выбираю книгу с интересным названием», «Я выбираю книгу любимого автора», «Я выбираю книги долго: читаю аннотацию, листаю страницы…», «Я слышал (от друга, видел в кино…), что это интересная книга». Анализ результатов поможет библиотекарю определить, что читателей привлекает яркая обложка, интригующее название, иллюстрации. Не все умеют понять содержание книги, воспользоваться справочным аппаратом.
В формировании читательского кругозора большое значение имеет рекламная деятельность: информирование о новых книгах; тематические обзоры и просмотры на актуальные темы. Например: оформленная к 550-летию образования казахского ханства выставка. Выставка несколько дней стоит «без движения» (библиотекари используют этот термин, когда книга не пользуется спросом). Во время перемен, когда читателей много нужно обратить их внимание на одну из предложенных книг, зачитать интересные исторические сведения. И выставка обретает своих читателей, книги читаются, рассматриваютя в читальном зале, берутся на дом.
Библиотечные мероприятия нужно стараться проводить с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. Разрабатывать уроки-презентации. Также можно пользоваться готовыми презентациями из интернета.
Научно-познавательные книги, книги естественно - научного содержания используются при проведении библиотечно-библиографических уроков и пропаганды библиотечно-библиографических знаний. И так же любое мероприятие по пропаганде книг (будь то викторина, устный журнал, внеклассное мероприятие…) можно использовать для повторения знаний и навыков библиографической грамотности (т.е не просто показывать книгу, а называть автора, издательство, год издания, справочный аппарат, умение найти нужный материал в книге…). Библиотечные уроки можно провести в виде игр и конкурсов. С одной стороны это – библиотечный урок, с другой – пропаганда познавательной литературы. Библио-игра «Найди книгу». Форма проведения: на плакате написано условие библио-игры: найди книгу художественную, общественно-политическую, научно популярную, очерки, публицистика, периодическое издание, словарь, справочник. «Загадка – к мудрости ступенька»-игровое мероприятие по обучению навыкам пользования энциклопедиями и пропаганде книг по технике, спорту, домоводству, медицине. Библиотекарь загадывает загадки (1-2 или 3 с одинаковым ответом) и тот, кто отгадает ее, получает конверт с вопросом по теме (например, отгадка «Самолет», вопрос- «Какая сила удерживает самолет в воздухе?») и находит ответ в энциклопедии.
Выставка-беседа «Экскурсия по справочному аппарату книги». Форма проведения: подразделами выставки служит визуальный ряд элементов книги – обложка, аннотация, оглавление, иллюстрация, словарь употребляемых терминов, список книг «Что читать дальше?», карты и схемы, сноски и словарь устаревших слов. В каждом разделе стоят книги, раскрытые на какой-то странице по теме раздела выставки. Рассказывая о справочном аппарате в книге, библиотекарь показывает эти структурные элементы и просит читателя найти эти же элементы в рядом стоящих книгах.
Для развития познавательного интереса используются выставочные формы работы.
Выставка – загадка «Книга может рассказать обо всем на свете»: Форма проведения выставки: Читатели отгадывают загадку и находят на полке книгу соответствующей тематики. Библиотекарь знакомит с другими книгами по теме отгадки.
Например, 1 раздел «Серый, зубастый. По полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк). Дети отгадывают загадку и среди 5-8 книг находят книгу про волка.
Выставка-предложение «Читатель советует читателю». Цель-пропаганда книги и библиотеки, формирование умений составить отзыв о прочитанной книге. Форма работы с читателями: возле каждой книги лежит прочитанный отзыв на книгу. Читатели просматривают книги, читают отзывы и если их заинтересовала книга, записывают свою фамилию на специальном листке, чтобы по окончании «выставочных дней» взять в библиотеке эту книгу для чтения. Некоторые издания, помещенные на выставке, имеются в фонде в нескольких экземплярах. Тогда все они выставлены на выставке, чтобы читатель имел возможность сразу взять понравившуюся книгу.
Выставка-конкурс «Библиотечный калейдоскоп, или Внимательный ли ты читатель?» организована для обучающихся 5-8-х классов. Список книг и задания к ним отпечатаны на отдельных листках. Например, «В каких странах происходит действие этих книг», «Героем какого произведения является…(даются имена)». Каждый участник стрелками соединяет задания с названием книги. Выставка-викторина «Книги, которые знают всё!» разделами выставки являются занимательные вопросы о природе. Ответ – в книге, стоящей за этим вопросом.
Для пропаганды книг познавательного характера можно использовать внеклассные мероприятия, проводимые в среднем и старшем звене . Викторина-тест «Кошки и знаменитости». Здесь можно использовать интересные факты из жизни знаменитых людей и исторические события и факты. Интерактивное мероприятие «Азбука общения». Мероприятие можно провести в виде литературного путешествия по планетам – планета Мирная, на которой побывали литературные герои и оставили в память по монетке (сольдо, пиастр, динар, эре, фертинг, фунт). Книги стоят на выставке, ребята отгадывают, из какой книги герой и какой стране принадлежит монетка. На планете Мудрой, получив листок с указанием какого-либо качества «мудрый», «справедливый», «чистоплотный» и т.д., отвечают на вопрос-ситуацию), на планете Мечты делились своими планами на ближайший год. «Прилетев» на каждую планету, по Альбому «Ждите нас, звезды» рассматривали изображение Марса, Сатурна, Венеры, Солнца, вспоминали характеристики планет (сколько длятся сутки, температура планеты днем и ночью и т.д.). Библиотекарь может принимать участие в мероприятиях, организованных учителчми. Так, во время проведения конкурсной программы «Моя семья – мое богатство», ребятам были предложены книги из истории русских и казахских имен и фамилий, рассказано о том, что фамилия несет в себе историю рода, по фамилии можно проследить историю поколений. Поэтому фамилия и имя – это часть общей культуры человечества. Интерактивное мероприятие «Дом Дружбы». В прцесе его проведения дети строят Дом Дружбы. Отвечая правильно на вопросы, вступая в диалог с товарищами, обсуждая сказку, на доске появляются части здания(фундамент, стены, крыша, труба, окно, дверь). Дети выучили слова «Друг», «дружок», «дружные» на казахском, английском и немецком языках. Вспомнили пословицы о дружбе и составили «правила дружбы».
Можно отметить сотрудничество библиотеки с учителями казахской литературы, учителем истории, которые могут посещать вместе с учениками на выставки. Вместе с классным руководителем можно провести внеклассное мероприятие, например во время проведения мероприятия «Книжкина неделя».
Библиотекарем изучаются читательские интересы. Листок в читательском формуляре «Заметки библиотекаря» позволяет изучать интересы читателя, он содержит ответы читателя на вопросы «любимые упоки», «увлечения и кружки», «какие книги есть дома», «предпочтения в чтении». Индивидуальные рекомендательные списки и планы чтения по интересам школьников вклеиваются в читательский формуляр.
Библиотекарь ежедневно работает над развитием интересов своих читателей. Это и не только организация выставок и внеклассных мероприятий, но и идивидуальные беседы при сдаче читателем книги, рекомендация книг познавательного содержания по разным темам.