Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Тема: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
С 1 сентября 2016 года осуществлятся введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
  Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха;
с нарушением зрения;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта;
а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
       В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.В России существует несколько вариантов обучения детей-инвалидов:Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.       Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
     Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
     Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Терновская средняя школа является базовой школой по дистанционному обучению детей- инвалидов и я являюсь учителем в этом направлении.
Сл.№1
Цель: Создание условий детям-инвалидам для получения качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями
Сл. №2
Для обучения детей- инвалидов в школе имеется специализированное оборудование для учителей-предметников.
Сл №3
Сл. №4 индив. приспособления
Дома у детей –инвалидов оборудованно рабочее место в соответствием с их заболеванием, для того , чтобы ребёнок мог заниматься.
Сл.№5
Занятия проводятся в учебной среде i-школа, где выбирается учебный курс для ученика в котором учитель и ребёнок могут обмениваться сообщениями, фотографиями, одновременно могут просматривать фильмы, мастер-классы и многое другое.
Сл. №6
Дист. Обучение обладает рядом преимуществ.
Сл. №7
Введение ФГОС
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения.
Задачи
Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:
нравственно-эстетическое;
Социально-личностное;
Интеллектуальное;
Физическое.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
Стандарт предусматривает возможность:
Гибкой смены образовательного маршрута;
Смены программ и условий получения образования
На основе:
- комплексной оценки личностных, метопредметных и предметных результатов освоения программы;
- заключения ПМП комиссии;
- Мнения родителей, законных представителей.
Результаты
Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах;
сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты:
Овладение содержанием каждой предметной и коррекционно- развивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности
Метапредметные результаты:
Освоенные универсальные учебные действия
Личностные;
Познавательные;
Регулятивные;
Коммуникативные.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Представляет собой список требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям. Как правило, речь идет о школах.
Стандарт принят в соответствии «Закона об образовании».
С 1 сентября 2011 года все школы работают по обновленному стандарту.
Можно разделить на три категории все требования ФГОС:
Непосредственно к структуре образовательного процесса. Должен иметься составленный и утвержденный план, который поспособствует оптимальному продвижению учащихся в плане обучения.
К реализации этого самого плана. Если за первый пункт была ответственна администрация и методические отделы, то здесь вся ответственность ложится на плечи самих учителей.
К результатам. Результаты школьников являются наглядной демонстрацией соблюдения всех правил. Речь не идет о каких-то единичных плохих или хороших показателях, учитывается обще-статистическое значение по всей школе.
Учитель, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Перед нами стояла задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, стало понятно, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков я поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия
Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»?  В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.
УУД разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. Но основной упор, в последние годы, делается на обучение работе с компьютерной техникой и усвоению основ информационных технологий. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог
Сл. №8
УУД
Сл. №9
Требования к уроку
Сл. №10
Портрет выпускника
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить? Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.