Элективный курс по праву для 9 классов: Учимся мыслить правовыми категориями


«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 г. Йошкар-Олы»
ПРОГРАММА
АВТОРСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для обучающихся 9 классов
«Название курса»
«УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ПРАВОВЫМИ КАТЕГОРИЯМИ»
Составитель: Китаева Т. А.
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Мир в XXI веке представляет нам уникальные возможности формирования и развития новых стандартов, форм мышления, поиска неординарных решений, творческого потенциала каждой личности и общества в целом. Данное многообразие открывающихся возможностей продиктовано изменениями, происходящими в современном обществе: усложнением политических и социально-экономических процессов, расширением коммуникативных связей и вместе с тем возрастающей ответственности каждого человека за свою судьбу. Поэтому сегодня наиболее актуально звучит вопрос правового образования граждан.
Государственная политика в области образования одним из наиболее значимых направлений выделяет формирование гражданственности, уважения к праву подростков, поэтому важное значение приобретают вопросы формирования нового юридического мышления и правосознания подрастающего поколения.
Правовое образование обучающихся осуществляется через овладение системой правовых знаний, практических умений и навыков, формирования правовой грамотности и воспитания правовой культуры, что и определяет социально-правовой облик личности. Правовая образованность - необходимая составляющая культурного облика человека и залог успешной социализации человека в обществе.
Программа курса «Учимся мыслить правовыми категориями» предназначена для обучающихся 9–х классов, рассчитана на 17 занятий.
Данный курс даёт возможность практического применения полученных знаний, увидеть личностную значимость правовых аспектов, осознать необходимость правовых норм для успешной социализации человека путём последовательного рассмотрениятеоретического материала: от частных задач к общим выводам и постепенного включения обучающихся в решение практических ситуаций.
Основные цели элективного курса :1.Формировать правовую компетентность учащихся.
2.Способствовать выбору учащимся дальнейшего профиля обучения.
3.Воспитывать правосознание, уважение к закону, стремление к
правомерному поведению.
Основные задачи элективного курса:
1. Познакомить обучающихся с основами правовых категорий.
2. Развить мотивационный интерес к изучению права . 3. Создать условия для активного и самостоятельного освоения
юридическим материалом.
4. Способствовать развитию критического мышления применительно к
реалиям нашей правовой жизни;
5. Показать значимость правовой информации для современного
гражданина страны, активизировать познавательную деятельность
подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
6. Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения
личности, опираясь на социальный опыт обучающихся.
7. Формировать у обучающихся творческие способности, развивать
интеллект, эмоции.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Ориентироваться в правовых категориях
Анализировать, проблемные ситуации, находить правовые способы решения
Поиска информации по заданному юридическому вопросу
Самостоятельной работы с юридическими документами
Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Правовое обучение по данному курсу осуществляется через различные формы и методы: лекции, дискуссии, решение ситуативных задач, составление таблиц, поиск информации, игры с использованием жизненных ситуаций, тренинги, творческие работы.
Ожидаемый педагогический результат курса.
1. Осознанное овладение основами правовой компетентности.
2. Развитие умений применять полученный практический опыт в жизненных
ситуациях.
3. Формирование у обучающихся углублённого интереса к праву.
4. Создание условий для дополнительной подготовки к экзаменам по
обществознанию.
Организация и проведение аттестации.
1. Решение учениками в группе и индивидуально практических задач по
заданным темам.
2. Подготовка и защита докладов.
3. Составление тестов по теории «Правовые категории: их роль и значение».
4.Итоговая аттестация в альтернативной форме:
-защита проекта : « Я и Право»
-защита презентации (по изучаемым вопросам)
- творческая работа (газета, плакат, эссе..)Учебно-тематическое планирование.
№№ п/п Содержание обучения.
Разделы, темы Кол-во
занятий Форма занятия Форма контроля
1
2 Раздел 1.Категория
« Право».
Понятие право: определения и оценки. 1
Лекция с элементами беседы,
«мозговой штурм» Работа с понятиями.
Эссе
2 Раздел 2. Категория «Норма».
Правовая норма: структура и особенности. 1 Лекция, составление схем.
Решение ситуативных задач
3
4

Виды правовых норм. 2
Работа с документом, беседа, лекция, практическая работа.
Работа в малых группах Работа с понятиями.
Заполнение таблицы
Синквейн.
5
6
7
Раздел 3. Категория «Закон»
Правотворчество: принципы и виды.
Система нормативного регулирования общественных отношений. 3 Лекция с элементами дискуссии, практикум.
Работа в малых группах Работа с понятиями, решение ситуативных задач.
8
9 Практикум: « Учимся читать законы и составлять нужные документы» 2
Практическая работа, работа с документами.
Составление документов
10
11
Раздел 4. Категория «Правовое поведение».
2 Лекция с элементами дискуссии, работа с документами Решение ситуативных задач.
12
13

Юридическая защита 2 Тренинг.
Работа в группах. Разбор ситуаций.
14 Ролевая игра: «Юридическая консультация» 1 Ролевая игра.
Разбор ситуаций.
15
16 Раздел 5. Категория «Правовая культура»
Влияние правовой культуры на правосознание 2 Выступление групп Защита докладов
17 Итоговый урок по курсу «Учимся мыслить правовыми категориями» 1 Творческая работа Защита проектов.
Содержание программы курса « Учимся мыслить правовыми
категориями»
IX класс (17 занятий).Раздел 1. Категория «Право» (1занятие).
Содержание раздела: раздел посвящен раскрытию основного базового понятия «Право», являющегося ещё и базовой общетеоретической дисциплиной в разделе юридических наук. Материал раздела позволяет, опираясь на опыт обучающихся, рассмотреть понятие право, неоднозначные оценки его в разные эпохи, обращает внимание на необходимость системного подхода в рассмотрении правовых категорий, даёт возможность самостоятельно определить направление работы исходя из предложенных вариантов.
Основные понятия: право, символы права, частное право, публичное право, материальное право, процессуальное право.
Понятие право: определения и оценки.
Понятие право. Роль и значение права в жизни общества. Классификация права. Символы права. Право в моей жизни.
Раздел 2. Категория «Норма» (3 занятия).
Содержание раздела: Раздел обращает внимание на важную составляющую правового подхода- норму права, логически подводя обучающихся к тому, что норма в праве -одна из наиболее значимых категорий права. Знакомит с термином, основными признаками, подчёркивая их отличительные особенности от других социальных регуляторов. Предоставляется возможность практической отработки структурных компонентов нормы права с разбором и объяснением на основе работы с текстами и моделированием ситуаций. Контроль осуществляется в виде конкурса синквейнов.
Основные понятия: норма права, гипотеза, диспозиция, санкция.
Правовая норма: структура и особенности.
Признаки правовых норм. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Специфические свойства норм права.
Виды правовых норм.
Классификация норм права: цель и основные критерии. Практическая работа с карточками и заполнение таблицы, работа с документами и литературой. Конкурс синквейнов: «Лучший синквейн группы».
Раздел 3. Категория «Закон». (5 занятий, из них 2-практикум)
Содержание раздела: Раздел посвящён дальнейшему рассмотрению права, его форм реализации. Начинается обсуждение с источников права. Детально раскрывается весь процесс правотворчества, его понятие, формы, принципы, основные стадии законодательного процесса. Проводится дискуссия по вопросам: «Любая цель оправдывает средства», «Закон=Право».
Проведение практикума, закрепляющего полученные знания и их применение в жизненных ситуациях. Практические правила по составлению документов: формы заявлений, апелляционная жалоба по итогам экзаменов.
Основные понятия: источники (формы) права: обычай, прецедент, нормативно-правовой акт; законодательство, правотворчество.Правотворчество: принципы и виды.
Классификация форм права. Основные виды форм Российского права. Нормативный договор. Законы и подзаконные акты. Верховенство законов как главное требование правового государства. Действие нормативных актов. Конституция как основной закон государства.
Система нормативного регулирования общественных отношений.
Законодательная процедура и её роль. Понятие и основные стадии законотворческого процесса.
Практикум: « Учимся читать законы и составлять нужные документы».
Работа с документами: Конституция РФ, Кодексы РФ, Устав школы.
Составление документов: формы заявлений, апелляционная жалоба по итогам экзаменов.
Раздел 4. Категория «Правовое поведение» (5 занятий, из них 3 практическая и творческая работа).
Содержание раздела: Раздел посвящен одной из обязанностей граждан -соблюдению правовых норм, результатом которых является правомерное поведение, стабильность и благополучие каждого человека и общества в целом. Рассмотрение этого вопроса строится через решение ситуативных задач, примеров из жизни, СМИ, наиболее ярко демонстрирующих значение и роль соблюдения правовых норм и признания общечеловеческих ценностей. Помогает осознать, как поступить в сложной ситуации, к кому обратиться за помощью, как избежать правовых проблем.
Цель ролевой игры наглядно показать возможности поведения в разных ситуациях, требующих правовой компетентности, а также возможность избежать негативных последствий.
Основные понятия: правомерное поведение.
Раздел 5. Категория «Правовая культура»( 2 занятия- 1 занятие - защита докладов).
Содержание раздела: Раздел посвящен логическому завершению курса в ходе, которого происходило постепенное формирование правовых знаний: от понятия право до осознанного восприятия значимости уважения права и юридических ценностей. Понимание, что без правовых знаний человек беспомощен. Осознание роли, значения и влияниия правовой культуры на правосознание. Итогом работы является защита обучающимися своих докладов.
Основные понятия: правовая культура, правосознание.
Влияние правовой культуры на правосознание.
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Итоговый урок по курсу: «Учимся мыслить правовыми категориями»
(1 занятие)
Литература.
С.Н.Ловягин , С.И.Володина, А.Г.Калпин и др.Практикум по курсу "Основы правовых знаний"(Пособие для учащихся 8-9 классов) .М, Изд-во «Вита-Пресс», 2001.
Основы правовых знаний. Учебник. – М, Изд-во «Вита-Пресс», 2000.
Обществознание. Основы правовых знаний. 8-9 класс. В 2 ч. Володина С.И. и др. М.: 2010.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». М, 2002.
Словарь-справочник по российскому законодательству: термины, понятия, определения. Сост. Л. Ф. АТП, А. Г. Ветров, Т. А. Дорофеева и др.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 1998
Конституция РФ.
Кодексы РФ.
8. Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
9.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». ООО «Кирилл и Мефодий».