«Мыслить креативно – значит мыслить критически».


lefttop«Мыслить креативно – значит мыслить критически».
Тулешова Алтынай Максутовна Психолог, учитель самопознания первой категории
КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования
акимата Алтынсаринского района»
Мы живем в такое время, когда потребности современного общества предъявляют высокие стандарты к личности и профессионализму учителя, к качеству его работы. Для того чтобы соответствовать им, учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, идти в ногу со временем, работать над собственным самообразованием. А для этого необходимо планомерно изучать инновации в педагогике преподавания и обучения.
Мой предыдущий опыт показал, что многие учителя не владеют методикой развития критического мышления или редко применяют задания направленные на его развитие. Чаще всего уроки проходят таким образом, что вся деятельность и учителя, и ученика направлены на решение задач низкого порядка мышления, а хотелось бы, чтобы наши учащиеся уже с младшей ступени школы учились мыслить шире, нестандартно, креативно, то есть критически. После окончания курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго основного уровня, в своей практике я провела несколько коучингов, одним из которых был коучинг по теме «Критическое мышление – технология или философия?». Примерив на себя роль коуча, мне хотелось дать знания о критическом мышлении, обучить методом и приемам критического мышления. Ожидала, что мои коллеги будут знать и понимать суть понятия «критическое мышление», освоят методы и приемы критического мышления. И я не ошиблась. Коллеги отметили, что цели модуля «Обучение критическому мышлению» отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности. Важным моментом является то, что данная технология позволяет формировать умение вырабатывать у детей собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, они мыслят креативно, развиваются творческие и аналитические способности, повышается ответственность за качество собственного образования. Не каждый учитель может сам найти, понять и применить новую, более эффективную технологию. Да у него нет времени на это. Он должен учить детей. Поэтому роль коуча я вижу в том, чтобы оказывать методическую помощь любому учителю, исходя из его собственных трудностей, учитывая требования времени к качеству его работы, современные принципы и подходы к организации инновационной деятельности в общеобразовательной школе. Секрет в том, что учитель в традиционном его понятии постепенно отходит на второй план и заменить его должен учитель – коуч. Специалист, который учит учиться. Да к тому же он должен быть настоящим психологом, в полном смысле данного понятия.
И этому подтверждение слова Джона Гарднера: «Многое сегодня в образовании является монументально неэффективным. Слишком часто мы даем людям срезанные цветы, тогда как должны учить их выращивать свои собственные растения».