Формирование универсальных учебных действий на основе организации кружка «Я – исследователь»


Формирование универсальных учебных действий на основе организации кружка
«Я – исследователь»
При реализации ФГОС исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, которая обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, развитие творческого потенциала детей, тем самым способствуя достижению планируемых результатов начального общего образования.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Для обучения школьников специальным умениям, а также для развития у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске мною была разработана рабочая программа кружка «Я – исследователь». Программа рассчитана на 4 года обучения.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование. Следовательно, поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков обучающихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследовательской деятельности. Для этого сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.
УУД Исследовательские умения и навыки
Личностные (самоопределение,Самоконтроль и самооценка
смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)Регулятивные (целеполагание,Умение ставить цель и планировать свою работу
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция Коммуникативные Задавать вопросы
(планирование учебного сотрудничества,постановка вопросов,
разрешение конфликтов, Умение доказывать и защищать свои идеи
управление поведением партнера, умение выражать свои мысли) Познавательные: (общеучебные):
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий;
логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных
связей, доказательство; выдвижение
гипотез и их обоснование;
действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового
характера) Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов
Умения и навыки структурирования
материала
Уметь давать определение понятиям;
классифицировать;
умения делать выводы и умозаключения
выдвигать гипотезы
умение видеть проблемы
Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской деятельностью.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Учитель Ученики 1-й этап (погружение) Формулирует: Осуществляют: 1. проблему, личностное присвоение проблемы, 2. сюжетную ситуацию, вживание в ситуацию, 3. цель и задачи. принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач. 2-й этап (организация деятельности) Организует деятельность – Осуществляют: предлагает: 4. организовать группы, разбивку на группы, 5. распределить роли в группах, распределение ролей в группе, 6. спланировать деятельность попланирование работ, решению задач исследования, 7. возможные формы презентации выбор формы и способа презентации результатов. результатов. 3-й этап (осуществление деятельности) Активно не участвует … Работают активно и самостоятельно! 8. но консультирует учащихся по мере каждый в соответствии со своим
необходимости, амплуа и сообща,
9. ненавязчиво контролирует, консультируются по необходимости,
10. дает новые знания, когда его «добывают» недостающие знания,
ученики просят об этом, 11. репетирует с учениками готовят презентацию результатов.
предстоящую презентацию результатов.
4-й этап (презентация)
Принимает отчет … Демонстрируют:
12. обобщает и резюмирует понимание проблемы, цели и задач,
полученные результаты, 13. подводит итоги, умение планировать и осуществлять
работу,
14. оценивает умения общаться, найденный способ решения
слушать, обосновывать свое проблемы,
мнение, терпимость и др., 15. акцентирует внимание нарефлексию деятельности и результата,
воспитательном моменте, умении работать в группе на общийрезультат и др., 16. дают взаимооценку деятельности и еѐ
результативности
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить чѐтко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
А, принимая во внимание, что в результате проведѐнных исследований ребѐнок получает не только определѐнный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырѐх лет обучения в начальной школе.
На первых этапах работы реализации программы я ввожу лишь элементы исследовательской деятельности, проводя тренинговые упражнения по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.
1 группа упражнений.
Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развиватьсобственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить, требуются
действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий:
А) «Посмотри на мир чужими глазами»
Читаю детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание: предлагаю ребятам продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.
Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
Б) «Тема одна – сюжетов много»
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема«Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.).В) «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулирую примерно так.
«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате,
камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Г) ≪Составь рассказ, используя данную концовку≫.
Например: «…Так я и не выучил стихотворение».
«…Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его
прямо в лицо»; «…И котёнок мирно заснул на руках у Маши»; «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Д) «Сколько значений у предмета».
Углубить и проверить уровень развития способности к мыслительномуперемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная
коробка и многое другое. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Е) «Назовите признаки предмета».
Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков данного предмета.
Ж) «Наблюдение как способ выявления проблем».
Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований могут быть: почему светит солнце? Почему играют котята? Почему попугаи и вороны могут разговаривать?
Наблюдению необходимо учить.
2 группа упражнений.
Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное
логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь в ложное предположение. Но для детских исследований, направленных наразвитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и нам годятся любые самые фантастические предположения и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка.
А) Задания-рассуждения.
Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?
Б) Упражнения на обстоятельства.
- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Например: соль, сахар, мобильный телефон.
В) Задания типа «Найди возможную причину события».
Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.
3группа упражнений.
Развитие умений задавать вопросы.
Важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос обычно рассматривается, как форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две большие группы:
Уточняющие (верно ли, что…, надо ли, создавать ли…, должен ли…).
Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы
состоят из нескольких вопросов. Простые можно поделить на две группы: условные и безусловные. Правда ли, что у тебя дома живёт попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котёнок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Восполняющие (неопределенные, непрямые, «к» вопросы). Они также могут быть простыми и сложными. Обычно включают в себя слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения.
А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли,
что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).Показываю своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и
предлагаю задать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на
Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем.
Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи.
Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
В) Игра ≪Угадай, о чем спросили≫.
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов:
Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые
существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции. Конечно, развитие универсальных учебных действий не ограничивается только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.