Обобщение опыта работы на тему :« Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы»


Опыт работы учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2»
Шпаковского муниципального района
Ставропольского края

Жегулиной Олеси Анатольевны
по теме: « Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы»Г.Михайловск
2016 г.
Содержание
Актуальность и новизна опыта
Цели и задачи, решаемые в опыте.
Технология опыта.
Результативность
Заключение.
Литература
Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по теме «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы». Слайд 1
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД). Сформированность этих УУД обеспечивает овладение школьниками умения учиться. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Слайд 2
Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.А. Дистервег
I.Актуальность и перспективность опыта Слайд 3
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в Концепции развития образования в Российской Федерации, в стандартах второго поколения.
Государственные образовательные стандарты общего образования определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в основной образовательной программе начального общего образования занимает программа формирования  универсальных учебных действий (УУД). Поэтому темой моего самообразования является «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в работе я отвожу деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях.
В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных способностей.
Новизна опыта Слайд 4
Новизна данного опыта заключается в формировании универсальных учебных действий, в основе которых лежит деятельностный подход, и в формировании способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
В данном опыте я показываю, как, формируя УУД на уроках через различные формы учебного процесса, можно добиться повышения качества образования.
Новизна заключается в практическом преломлении идей использования деятельностного подхода на различных этапах урока в начальной школе, в понимании формирования и развития познавательной компетентности школьников с целью их более высокой адаптации и социальной реализации.
В процессе обучения у школьников формирую устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной деятельности, внедрение технологии проблемно-диалогического обучения.
II. Цели и задачи, решаемые в опыте Слайд 5
Цель опыта:
развитие учебных универсальных действий младших школьников через различные формы, методы, приёмы учебного процесса, повышающие качество образования.
Основные задачи: Слайд 6
раскрыть понятие универсальных учебных действий, используя педагогическую и методическую литературу;
изучить и внедрить специфику применения УУД в начальной школе.
III. Технология опыта. Слайд 7
Строя программу формирования универсальных учебных действий в своём классе, я столкнулась с проблемами:
- разный уровень готовности детей к школе;
- некоторые ученики не владели русским языком;
- на протяжении четырёх лет менялся состав класса – приходили дети, у которых не были сформированы регулятивные универсальные учебные действия.
Я стала размышлять, как сформировать на фоне этих проблем у обучающихся УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?
В настоящее время у меня пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и только выстраивается конкретная модель работы. Но мне стало ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому поменялась моя роль как учителя - теперь я тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Я – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, я иду рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Сегодня при подготовке к уроку я должна задавать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний. Поэтому перед учеником ставлю простую, понятную и привлекательную для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию, как я формирую универсальные учебные действия на различных этапах урока. Предлагаю вам, примерную структуру комбинированного урока).Слайд 8
Этапы урока Традиционный урок Современный урок Формируемые УУД
Целеполагание и мотивация Учитель сообщает учащимся тему урока
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Коммуникативные (слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания.)
Регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачи)
Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)С первой минуты урока я включаю учащихся в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:целеполагание, как постановка учебной задачи: - Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Это своеобразное осмысление ребёнком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации. Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Слайд 9
Актуализация знаний Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные (учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке)
На этапах целеполагания и мотивации, актуализации знаний главный критерий -« Удивляй! » Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Например; на уроке окружающего мира по теме : «О воде » 3 класс. Урок проходит в декабре, когда уже лежит снег. Этот урок начинаю с загадки:
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств»
Или: Окружающий мир 2 класс «Охрана природы зимой». Для того, чтобы сформулировать цель урока детям предлагаю прочитать письмо на электронный адрес класса.
Слайд 10
«Открытие» нового знания детьми Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, донести свою позицию до других, оформить мысль в устной речи)
Регулятивные (принимать учебную задачу)
Познавательные (извлекать нужную информацию, наблюдать и делать выводы)
Личностные (самостоятельно определять и высказывать своё мнение)
Основной этап урока – работа с информацией с целью осмысления, понимания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Проектируя любой урок, направленный на формирование УУД, стараюсь максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. На этапе планирования урока внимательно узучаю, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, стараюсь разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
«Открытие» нового знания детьми: Слайд 11
-Чтение с пометками;
Работая с текстом, детям предлагается по ходу чтения сделать пометки.
V – я это знал(а)
+ - новое для меня
- думал (а) иначе
?- непонятно нужно разобраться
-Приём «Чистая доска»(существительное )
Перед объяснением нового материала на доске записываю вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунками, схемой, ключевыми словами. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Прием «Дерево предсказаний» Слайд 12
Я прошу учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) записываю на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. (Конспект урока «Творчество И.А.Крылова)
Вариант ответа 1
Вариант ответа 2

БАСНЯ

Вариант ответа 4
Вариант ответа 3

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку стала таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу составила при разработке рабочей программы, проанализировав авторские материалы. Слайд 13 На слайде часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование части регулятивных УУД.
Слайд 14,15 Часто предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным действием служат коммуникатвные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Еще в первом классе было проведено несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых были сформулированы основные правила работы в паре и в группе. Слайд 16
Контроль усвоения Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает Личностные (адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)
Регулятивные (умение контролировать и оценивать учебные действия)
Оценка деятельности
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Личностные(адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности)
Коммуникативные (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)
Слайд 17 На этапе контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции , оценка деятельности, я использую прием «Лови ошибку»
Излагая ,какой нибудь текст, я намеренно допускаю ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).
Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников:
Приём « Повторяем с контролем».
Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
« Свои примеры ».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу
Русский язык: Тема урока: «Разделительный твердый знак»
Накануне дети получают задание: «Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». Прием наиболее хороший в слабых классах.
«Пересечение тем»
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например:  русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».
Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Игровая учебная деятельность.
Игры – тренинги. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы растормошить скуку, однообразие.
С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:
«Игровая цель».
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например: Математика.
«Эстафета».
Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.
«Логическая цепочка».
Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.
«Да» и «нет » говорите».
Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.
Я могу загадывать нечто (число, предмет, героя), ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».
Может быть использовано на разных уроках.
Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.
Игра «Ромашка»
На лепестках «ромашки» заранее записываются вопросы по теме урока. Учащиеся по очереди выбирают лепестки и дают полный ответ.
Приём незаконченных предложений
Я начинаю предложение, учащиеся продолжают его.
Слайд 18 Обучение самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроках происходит с первого класса. Ученики в диалоге со мной обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Дети учатся оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее для всех критериям. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко-тихо, с запинками- без запинок, выразительно или нет). При этом дети знают, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
К концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам и устным ответам. Благодаря этому во втором классе, даже родители отметили, что переход к отметочной системе у ребят прошел без каких-либо стрессов.
Инструктаж д/з
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Регулятивные (принимать учебную задачу)
Уровни и виды домашнего задания.
Слайд 19 Для эффективной организации домашнего задания использую следующие приемы: Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.
1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику (прочитать параграф учебника, ответить на вопросы, выделить главное пересказать).
2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу (используя доп. литературу, ресурсы Интернета, написать собственный рассказ об одном из представителей Красной книги России)
3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Творческие задания включают в себя: разработка кроссвордов, тематические сборники интересных фактов, учебные комиксы, сказки, басни, плакаты – опорные сигналы и так далее.
Слайд 20 Подведение итогов занятия Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Коммуникативные (строить монологическое высказывание)
Регулятивные (совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке)Оценивание
Слайд 21 Для формирования адекватной самооценки в нашей школе введено безотметочное обучение в 1- классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучения оцениванию своих работ .На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника.
Приём “белых пятен”.
Учащимся предлагаю написать вопрос, ответ на который они сегодня не получили или термины, которые для него остались непонятны.
Слайд 22 Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. В конце урока дети отвечают на вопросы, после чего отмечают в дневнике цветным кружком мнение о своей работе на уроке. Такая работа позволяет сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.
Слайд 23 Одним из приемов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке, называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности высокий, средний, низкий.
При оценивании детьми своей деятельности и деятельности одноклассников формируется объективное отношение ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет о формировании личностных результатов.
Но УУД мы должны не только формировать, развивать, но и правильно оценивать. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является комплексные и диагностические работы. Наиболее точной системой наблюдений является мониторинг. Слайд 24
На начальном этапе мною была использована педагогическая диагностика к успешности обучению в начальной школе «Готовность к обучению». Слайд 25 Диагностика проводилась на четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС.
IV.Результативность
Слайд 26 Результаты диагностики позволили не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и "настроить" процесс обучения класса в целом. Результаты мониторинга играют важную роль и в анализе данных метапредметных УУД, проводимого в конце 1 класса (в апреле), задают определенную точку отсчета в понимании полученных результатов.
Для повышения мотивации учащихся 1 класса в работе с диагностическими заданиями подобраны такие, чтобы им было интересно выполнять. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
Слайд 27 Динамика формирования личностных УУД обучающихся 2012-2016 уч.г.

Слайд 28 Динамика формирования регулятивных УУДобучающихся 2012-216уч.г.

Слайд 29 Динамика формирования коммуникативных УУД обучающихся 2012-2016 уч. г.

Слайд 30 Динамика формирования познавательных УУД обучающихся 2012-2016уч.г.

Слайд 31 Эффективность моей работы показана в следующих слайдах. В моём классе нет неуспевающих, качество обученности стабильное.
Учебный год Класс Учатся на «5» Учатся на «5» и «4» Всего учащихся % успеваемости % качества
2012-2013 1 класс безотметочное обучение
2013-2014 2 класс 3 11 24 100 58
2014-2015 3 класс
3 7 19 100 53
2015-2016 4 класс 3 7 18 100 56
Из таблицы видно, что количество учащихся, которые учатся на «4» и «5», остаётся стабильным с учетом непостоянства состава обучающихся.

Слайд 32 Динамика учебных достижений класса по предметам представлена в таблице.
Учебный год Кол-во уч-ся Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир
2013-2014 24 человека 18 (74%) 21 (89%) 24 (100%) 22 (93%)
2014-2015 19 человек 17(73%) 14(74%) 16(84%) 14(76%)
2015-2016 18 человек 13 (72%) 13 (72%) 15 (83%) 14 (78%)

Итоги комплексных работ Слайд 33
Учебный год Кол-во уч-ся Высокий уровень Повышенный уровень Средний уровень Уровень ниже среднего
2012-2013 24 человека 3 (13%) 10 (42%) 11 (47%) -
2013-2014 24 человека 3(13%) 12(50%) 9(37%) 2014-2015 19 человек 4 (21%) 6 (32%) 9 (47%) 2015-2016 18 человек ВПР

Слайд 34 Для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся использую Портфолио. Для первоклассников изначально портфолио является своеобразным мониторингом в безотметочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки. Благодаря созданию портфолио имею возможность проследить личностный рост каждого ученика.
V.Заключение
За 4 года мною создано немало, но это только начало, так как каждый класс имеет свои особенности, необходимо перестраивать работу. Работа по данной теме будет мною продолжена и в дальнейшем. Надеюсь повысить эффективность работы.
Закончить мне бы хотелось , прочитав стихотворение про ФГОС.
Принят Думой новый ФГОС.
Задаем ему вопрос:
-Как по- новому учить,
Чтоб отсталыми не быть?
Отвечает новый ФГОС
На поставленный вопрос:
-Как учить ребенка вам?
А пусть делает все сам!
Сам себе он цели ставит,
Сам охотно к ним шагает,
Корректирует свой путь,
Забывая отдохнуть.
Я учу и Маша учит,
Неизвестно ,что получим:
Я- туда,она – сюда,
А в итоге- ерунда!
ФГОС проблему разрешил:
Алгоритм нам предложил.
Мы и рады – алгоритм
Задал жизни новый ритм!
Деток в группы посажу,
Слышу : жу-жу-жу- жу…
Мне же лучше помолчать,
Чтоб процессу не мешать!
Знаем ,целеполаганье
Помогает в воспитанье.
Рефлексировать научим-
Результат труда получим!
Воспитаем гражданина
И достойного мужчину.
А жену и детям мать
Тоже надо воспитать…
Отвечал я на вопросы
И талдычил наизусть,
А по –новому,по ФГОСу,
Лучше мыслить научусь!
В жизни все переменилось.
ИКТ нам пригодились!
Но проблема есть опять –
Как здоровье сберегать?
Желторотые юнцы
Знают в Сети все концы,
И не надо Марь Иванне
Приносить им в клюве знанье!
На поблажки нету спроса,
Знай работай да не трусь!
С УУДэ в контексте ФГОСа
Я конечно разберусь!
IV. Литература
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
3. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
4. Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011. 5. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38