Выступление на РМО Структура программы развития универсальных учебных действий образовательной организации на основе исследовательской и проектной деятельности: основные разделыЙ


Районное методическое объединение
заместителей директоров по УВР
Структура программы развития универсальных учебных действий образовательной организации на основе исследовательской и проектной деятельности: основные разделы
Подготовила Попсуйко О.В.
зам. директора по УВР
МКОУ Зайцевской СОШ
Структура программы развития универсальных учебных действий образовательной организации на основе исследовательской и проектной деятельности: основные разделы.
Если посмотреть на содержание основной образовательной программы основного общего образования, то п.2. Содержательный раздел включает первым из разделов Программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Сначала в общих чертах расскажу, что содержит данная программа, а в конце, как вывод перечислю основные разделы Программы развития универсальных учебных действий.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки программ по учебным предметам, курсам, а также программ внеурочной деятельности.
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет:
1. цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;
… Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала среднего общего образования.
2. планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
… В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
3. ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п.;
4. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
5. основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
6. условия развития УУД;
7. преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Одним из разделов в части Программы развития УУД является раздел «Пути повышения и эффективности учебной деятельности»
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1)цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2)учебно-исследовательская и проектная деятельность должны быть организованы таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3)организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Общие черты исследовательской и проектной деятельности
К общим характеристикам следует отнести:
•практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
•структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
•компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
Определение проекта и типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим направлениям:
видам проектов:информационный (поисковый), исследовательский (география в 5 классе – проектная работа «Построение модели Вселенной»), творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой) (немецкий язык в 5 классе – проект «Ты в немецком городе»), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);содержанию:монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Формы организации исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование (учебный курс в 5 классе «Природа вокруг нас» исследовательская работа «Влияние алкоголя на организм человека на примере растений»), урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных (учебный курс в 5 классе «Природа вокруг нас» мини-проекты «Ученые естествоиспытатели»), урок—защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусмат-ривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Этапы работы над исследовательским проектом
•постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
•формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
•планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
•собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
•оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
•представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Требования к исследовательскому проекту
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
- для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
- обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
- необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
- необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
- необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Самооценка хода и результата работы, презентация, оценка- это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).- результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или др. способом
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Все проекты, выполненные ребенком, хранятся в его портфолио.
Основные разделы Программы УУД на основе исследовательской и проектной деятельности1. Что определяет программа развития УУД?2. Пути повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в через включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.3. Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности.4. Определение проекта и типология форм организации проектной деятельности.5. Формы организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях.6. Этапы работы над исследовательским проектом.7. Требования к исследовательскому проекту.8. Самооценка хода и результата работы, презентация, оценка.