Статья. Компетентность преподавателя-организатора ОБЖ


Компетентность преподавателя-организатора ОБЖ
и специфика приема на работу учителей за рубежом

Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51»
высшей категории , ветеран труда Дегтярёв А.И.

В последние десятилетия опасности от жизнедеятельности человечества приобрели глобальный характер. К концу XX века в полной мере проявилась фундаментальная зависимость развития нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость решения задачи по обеспечению безопасности людей с помощью системы образования.
Осенью 1996 г. в Женеве прошла 45-я сессия Международной Конференции по образованию. В принятой Конференцией «Декларации», отмечено, что «учителя являются ключевыми фигурами в процессе перемен, которые должны произойти как в школе и классе на всех уровнях, во всех типах и формах образования, так и во всей системе образования в целом» [1]. В сообщении Европейской Комиссии о предстоящих целях системы образования также подчеркивается, что в течение следующих 10 лет одним из главных вызовов для системы образования будет являться «улучшение первого (профессионального) образования и переподготовка преподавателей и инструкторов» [2].
Связывая трансформации в обществе с происходящими изменениями в сфере образования, в частности, в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», отметим, что диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, появляются новые разделы, углубляются межпредметные связи, усиливается интеграция различных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья.
Как показывает практика, причиной слабой подготовки учащихся является не отсутствие учебников по предмету, а недостаточный уровень профессиональной компетентности учителя.
Под профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности понимается соответствующая определенной компетенции способность учителя выполнять педагогическую деятельность с учетом специфики курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Сложившаяся еще в СССР система приема на работу учителей в нашей стране не препятствует проникновению в систему образования людей, которые не способны качественно выполнять возложенные на них профессиональные обязанности и повышать уровень своей профессиональной компетентности. Такая ситуация является крайне опасной, как для системы образования, так и общества в целом.
Рассмотрим порядок приема на работу учителей в развитых зарубежных странах и сравним его с практикой, которая сложилась в нашей стране (на примере курса ОБЖ). Получение диплома учителя за рубежом формально дает право на назначение в школу, но такое первое назначение на учительскую должность почти всегда бывает временным. Органы управления образованием в большинстве развитых стран сегодня не удовлетворяются только документами об академическом образовании и профессиональной подготовке, полученными в вузе. Учителя должны пройти сертификацию, «профессиональную экспертизу», то есть получить право на преподавание, подтвердив свою профессиональную компетентность на специальных сертификационных экзаменах, которые могут проводиться на различных (национальном или региональном) уровнях. Конкурсный экзамен на профессию часто не связан с немедленным назначением на какую-то конкретную должность, а его результатом является официальное признание профессионально-педагогической компетенции учителя, дающее право на занятие постоянной штатной должности. В некоторых странах, например в ФРГ, кроме экзамена, по окончании курса обучения в ВУЗе, «кандидат в учителя» должен пройти годичную стажировку в школе или подтвердить проведение 650 рабочих часов [3]. В большинстве развитых стран (Германия, Испания, Италия, Канада, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Франция и др.) существует «конкурсный набор» на службу. Неотъемлемой частью процесса подбора квалифицированных педагогических кадров стало прохождение обязательного испытательного срока в начале карьеры и при назначении на новые должности с повышением. В зависимости от особенностей национального законодательства длительность испытательного срока варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет, но в среднем составляет два-три года.
Существуют и другие общие критерии и требования, предъявляемые к лицам, претендующим на право преподавания в школе [4]:
- безупречный характер и поведение;
- установленный в стране уровень академической квалификации и профессионально-педагогической подготовки;
- медицинское свидетельство, показывающее, что состояние здоровья кандидата позволяет ему/ей заниматься данной профессией и не представляет угрозы ни здоровью учащихся, ни других членов школьного персонала;
- справка из полиции об отношениях с уголовным правом (в ряде стран). Дисквалифицирующими обстоятельствами являются: прежняя судимость (Великобритания), политическая неблагонадежность (ФРГ, где действует «запрет на профессию» для радикальных политических элементов), преступления против нравов (Франция).
В нашей стране преподавание дисциплины возлагается на преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, к преподаванию допускаются специалисты, имеющие: среднее (высшее) профессиональное образование и специальную подготовку по гражданской обороне (ГО), либо среднее (высшее) военное образование. Вследствие этого, специалистов, осуществляющих преподавательскую деятельность по курсу ОБЖ, можно условно объединить в 2 группы:
1) имеющих педагогическое образование;
2) имеющих военное образование.
На данный момент, педагоги с военным образованием составляют достаточно большой процент от общего количества учителей ОБЖ. Исходя из проведенного исследования истории вопроса и особенностей педагогической деятельности, считаем, что переориентация бывших военнослужащих является довольно сложным процессом. Многие качества личности, сформированные во время прохождения службы, в некоторых случаях могут стать непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.
Если в большинстве зарубежных стран к допуску лиц для занятия педагогической профессией существует требовательный, нередко жесткий, включающий в себя несколько этапов, отбор через целую систему механизмов и процедур, то в соответствии с вышеупомянутой тарифно-квалификационной характеристике, для лиц, имеющих среднее военное образование, не предъявляются никакие требования к стажу педагогической работы и подготовке по ГО.
Общеизвестно, что руководитель любого образовательного учреждения не имеет права принять на работу человека для преподавания учебной дисциплины (географии, физики, математики, истории и др.) без специальной профессиональной подготовки. Исходя из вышесказанного, можно сказать так: «руководитель не имеет права принять на работу человека для преподавания любого предмета, кроме ОБЖ», который, по своей сложности, нисколько не уступает классическим дисциплинам.
Такой «допуск» к преподаванию курса ОБЖ, на фоне острой нехватки квалифицированных кадров, приводит к возникновению серьезных нежелательных последствий. Есть случаи, когда курс ОБЖ ведется людьми, которые не прошли курсов повышения квалификации и не имеют какого-либо военного или педагогического образования. Рассматривать ситуацию, когда в должность преподавателя ОБЖ вступают люди, не имеющие никакой дополнительной специальной подготовки, с точки зрения повышения требований к преподавательскому составу и реализации в учебном процессе особенностей курса ОБЖ, представляется крайне сложной задачей. Но это, однако, не означает, что проблема не имеет решения. Обзор специфики приема на работу учителей за рубежом, служит достаточным основанием для следующего вывода: вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать обязательный предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Для исправления «перекосов» в сложившейся практике преподавания в институтах повышения квалификации целесообразно использовать программы мониторинга, позволяющие сформировать целостное представление о состоянии индивидуального профессионального развития преподавателя-организатора ОБЖ и открыть возможность для организации и осуществления педагогической поддержки этого процесса с целью придания ему позитивной направленности, задаваемой спецификой содержания мониторинга.

Литература:

1. Алферов Ю.С. Модели и механизмы приема на работу учителей в развитых зарубежных странах// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №2. – С. 45-52.
2. Приказ Министерства образования от 31 августа 1995 № 463/1268; приложение № 2 к Постановлению Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46.
3. Гафнер В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности / Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.
4. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 79-89.
5. Федосова Л.П. Методика профориентационной работы с гражданами, уволенными с военной службы // Персонал-profy. Выпуск V. Екатеринбург 2001. Стр. 100-111.
15