Статья. Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ.

Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И., учитель высшей категории,
Ветеран труда
Астрахань-2016г.

Профессиональная переориентация бывших военнослужащих
и проблема становления профессиональной компетентности
преподавателя-организатора ОБЖ

Проблема обеспеченности школ учителями безопасности жизнедеятельности по-прежнему остается острой. Практика преподавания предмета показывает, что необходимы не просто учителя, ведущие ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки, а специалисты, понимающие задачи и специфику курса.

В соответствии требованиями к квалификации преподавателя - организатора ОБЖ к преподаванию допускаются специалисты, имеющие среднее (высшее) военное образование. Для решения проблемы комплектования образовательных учреждений квалифицированными специалистами имеет большое значение изучение процесса адаптации бывших военнослужащих в системе образования, так как на данный момент педагоги указанной группы составляют достаточно большой процент от общего количества преподавателей-организаторов ОБЖ.

Рассматривая проблему становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ, у специалиста, имеющего военное образование следует подробно рассмотреть начальный этап этого процесса, потому что от успешности профессиональной переориентации на этой стадии будет зависеть вся его дальнейшая профессиональная карьера в системе образования.

Трудности профессиональной переориентации обусловлены, в первую очередь, историческими корнями. Отношение советского человека к профессиональной деятельности складывалось в условиях организованного распределения и направления на работу, полной и гарантированной занятости. Люди не привыкли менять занятия и почти с молоком матери впитали, что профессия выбирается раз и на всю жизнь. Многие отечественные исследователи представляли, и представляют сейчас, профессиональный путь человека с юности до пенсионного возраста как равномерный и последовательный в рамках изначально выбранной деятельности с обязательно гарантированным рабочим местом. Профессиональная же карьера в целом виделась логичной и последовательной, где каждый очередной этап закономерно вытекает из предыдущего, а основные трудности и противоречия связаны только с выбором «своей» профессии в юности, а затем с переходами от общеобразовательной школы к ПТУ, техникуму, ВУЗу, а от них к производству. В дальнейшем на этом пути предполагались лишь частичные изменения (повышение квалификации), но опять же в пределах своей сферы деятельности.

Принято считать, что все наиболее значимые события процесса профессионализации человека связаны лишь с поиском и выбором первой профессии, ее освоением и адаптацией к производству, которые приходятся на начальные этапы становления специалиста. В профессиональной деятельности после 19-21 года главным образом предполагаются «приобретение профессионального опыта», «формирование профессиональной позиции», «достижение оптимального уровня профессиональной активности», «совершенствование профессиональных качеств» и т.п. Если и допускается возможность выбора профессии на более поздних возрастных этапах, то без каких-либо явных ее отличий от аналогичной ситуации в ранней юности.

Исследования советского времени процесса профессионализации принципиально обходили проблемы безработицы и смены профессии, которые при переходе к рыночной экономике, имеющей динамичный характер, стали актуальными. Опыт других стран, столкнувшихся с подобными вопросами значительно раньше, показывает, что переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального самоопределения подростка. Процесс перехода личности от одной профессии к другой с учетом и на основе уже приобретенных профессиональных особенностей, личных качеств, интересов, знаний, опыта, способностей называется профессиональной переориентацией.

Переход в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет ряд особенностей:
- у взрослого человека, подготовленного в своей области специалиста, уже есть сформировавшиеся в предыдущей деятельности знания, опыт, определенные личностные качества и профессиональные деформации;
- снижение с возрастом объективных возможностей развития индивидуальных качеств, формирования новых знаний и навыков;
- возникают сложнейшие переживания, стрессовые и кризисные состояния;
- увеличивается продолжительность овладения новой профессией.

Кроме того, при несформированной установке человека на выбор профессии он будет выбирать не самую желанную, а лучшую профессию из числа имеющихся, в том числе и непривлекательных. Это может произойти с категорией бывших военнослужащих, которые привыкли к тому, что их по службе распределяют, назначают, выдвигают. У них отсутствует психологическая готовность к смене профессий.

В случае переориентации бывших военнослужащих, имеющих право преподавания курса ОБЖ, этот процесс имеет определенную специфику.
Граждане, уволенные с военной службы и имеющие военное образование, как правило, обладают узкоспециализированной профессиональной подготовкой и, в то же время считается, большим опытом выживания в экстремальных условиях. К таким условиям относятся:
1) природные и климатические - сверхнизкие и сверхвысокие температуры, высокая влажность, повышенный радиационный фон и т.д.;
2) боевые - участие в локальных военных конфликтах, антитеррористических операциях, несение боевых дежурств и вахт;
3) социальные - отсутствие необходимых бытовых удобств и условий для отдыха, отдаленность от крупных населенных пунктов и т.д.

Среди уволенных в запас военнослужащих около 70% - с высшим образованием. По характеру профессиональной подготовки, опыт управленческой деятельности имеют 10 - 12%; инженерно-технической - 78 - 80%; специальной (медицинской, юридической, педагогической и т.д.) - 10 - 12% уволенных в запас.

Военнослужащие, уволенные в запас, находятся под постоянным давлением следующих травматических факторов, препятствующих их оперативному и эффективному трудоустройству в любую сферу деятельности, в том числе и в систему образования:
- недостаточное знание особенностей и условий жизни в гражданском обществе, специфики рыночных отношений;
- нечеткое представление о своей профессиональной пригодности в структуре рыночной экономики;
- личностные изменения, обусловленные длительным пребыванием в изолированных гарнизонах, особых климатических районах, в подразделениях, в условиях боевых действий и т.п.
- существенное изменение и даже снижение социального статуса;
- необходимость «начинать все сначала».
Существуют профессиональные как преимущества, так и недостатки, осложняющие трудоустройство бывших военнослужащих в сфере образования.
К преимуществам можно отнести следующее:
- полученная в армии профессиональная подготовка;
- личностные качества, сформированные в армии;
- физическая выносливость;
- мобильность и умение рационально использовать время;
- требовательность к себе;
- высокая работоспособность;
- дисциплинированность и исполнительность;
К недостаткам относятся:
- недостаточное знание гражданской жизни;
- привычка к жесткой организации не только профессиональной, но и повседневной деятельности;
- возникает наложение психологических, материальных и бытовых проблем, происходит радикальное обновление всех сфер жизнедеятельности;
- информационная и методическая неподготовленность к переориентации на педагогическую деятельность;
- изменения в системе взаимоотношений с людьми в новых гражданских условиях: не всегда хватает гибкости, мягкости, не выработан конструктивный подход, проявляется прямота, жесткость суждений.

Командно-административная вертикаль, межличностные отношения, опосредованные строгой субординацией, приказами и положениями Уставов, приводят к специфической профессиональной деформации. Это выражается в отсутствии инициативы, самостоятельности, творческого подхода к решению проблем, трудового энтузиазма, в командно-административном стиле в руководстве и общении и т.д.

Практика показывает, что между многими военными специальностями и профессиями гражданского профиля зачастую отсутствует прямое соответствие. Даже в тех случаях, когда можно сопоставить между собой два типа специальностей, профессиографические требования к специалистам военного и гражданского профиля существенно различаются.

На начальном этапе становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ у специалиста с военным образованием могут возникнуть определенные трудности. Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация. В это время представление о профессии педагога еще довольно расплывчато, нет четких знаний всего диапазона ее требований к личности специалиста, тем более что они не проверены собственным опытом. Успех в начале освоения профессии чаще всего определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д.

Позже, с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для нее качества. Они могут не соответствовать уже имеющимся установкам и опыту, которые личность неизбежно будет стремиться использовать и в новой работе. Обостряется основное противоречие данного процесса: между требованиями новой деятельности и опытом личности, уже сформированных особенностей ее психики и закрепленных в предыдущей деятельности. Существующий лимит времени на освоение новой профессии создает дополнительную напряженность процессу переориентации. Здесь же могут проявляться противоречия, связанные с несовпадением оценок профессии непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому.

В случае если указанные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность сделанного выбора. Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника, но особенно она чревата последствиями в деятельности учителя, где «педагогический брак» оборачивается изъянами в знаниях и воспитании детей. Учитывая специфику педагогической деятельности, подобные «ошибки» недопустимы.

Следовательно, вступлению в должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.

Завершая обзор проблемы становления профессиональной компетентности преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности, на начальном этапе у специалистов с военным образованием, приведу мнение Е.В. Юрченко [3], с которым полностью согласен: «Привлечение к деятельности преподавателя-организатора ОБЖ всех желающих, даже добросовестно выполняющих свои обязанности лиц, приводит к размыванию, упрощению и выхолащиванию понятия «профессионал» применительно к должности и обязанностям преподавателя-организатора ОБЖ и отсутствию установки на профессионализм».

Рекомендуемая литература:
1. Федосова Л.П. Методика профориентационной работы с гражданами, уволенными с военной службы // Персонал-profy.
Выпуск V. Екатеринбург 2001. Стр. 100-111.

2. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых//Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 79-89.

3. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога./ канд. пед. наук. - Уссурийск, 2000. Стр. 103.
15