Общешкольное родительское собрание на тему « Роль личного примера родителей в воспитании детей»


Общешкольное родительское собрание на тему
« Роль личного примера родителей в воспитании детей»
В вестибюле школы выставка творческих работ детей, в актовом зале школы украшена сцена.
Техническое оснащение: экран для мультимедийного проектора, музыкальный центр, ноутбук, микрофоны, трибуна, стол для ведущего.
Подготовительная работа: написание детьми мини сочинения «Несколько полезных советов моим родителям» (5-9 кл.), анкета для детей «Берете ли вы пример со своих родителей?», анкета для родителей «Считаете ли вы, что роль личного примера родителей важна для детей?» (1-9 кл.), съемка видеорепортажа с участием детей нашей школы «Помог ли вам в повседневной жизни личный пример взрослых и для чего он вам нужен. Хотите ли вы быть похожими на своих родителей и в чем?» (1-9 кл.), грамоты для родителей за хорошее воспитание детей, концертные номера с участием учеников школы.
Вед. Под звуки спокойной музыки читает стихотворный отрывок-эпиграф (на экране – видеоряд)

Любят тебя без особых причин,
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вед.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались на очередное общешкольное родительское собрание, которое традиционно является тематическим. Тема сегодняшней встречи «Роль личного примера родителей в воспитании детей».
Цель собрания:
проанализировать случаи воспитания детей личным примером родителей, как положительным, так и отрицательным, разобраться в некоторых сложных ситуациях общения между родителями и детьми, обогатить любовь родителей к детям профессиональными советами, попытаться вместе избежать непоправимых ошибок в воспитании.

Вед.
Мы работаем в разных сферах, общаемся с разными людьми, но всех нас объединяет одно – дети, и всегда очень актуально будет звучать высказывание великого педагога В.Сухомлинского: «Умение воспитывать - это искусство».
Вед.
Педагогический коллектив нашей школы ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями разные, и родительские собрания остаются одной из наиболее распространенных форм взаимодействия семьи и школы.
Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, обсуждения конкретных путей помощи ученику по преодолению
тех или иных трудностей не только в учебной деятельности ,но и личного характера.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение, но затрудняемся объяснить, кто же это - хорошие родители.
Воспитание подрастающего поколения является делом большой важности. Детей воспитывает и детский сад, и школа, и улица, но, все же, главным воспитателем является семья, родители.
Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным.
Как-то я увидела документальный фильм, одна из сцен которого мне помнится до сих пор.
Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей и … Перед глазами потрясенных взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, «выпив» лимонада и «закусив» его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между гостями…
До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенческом их возрасте мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького розовощекого комочка наши глаза, уши или нос. Позже, в детстве, опять-таки, частенько утираем слезы умиления, подсмотрев у чада наш жест, поступок или услышав совсем взрослую фразу. А еще через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребенке не только то, что есть в нас лучшее, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве…
Именно основываясь на этом, многие из нас в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом, повторяют фразу о том, что дети - это зеркало родителей. Дети уподобляются взрослым, подражая им, ориентируясь на их поведение, как на пример.
Воспитательное значение личного примера родителей во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет родителей, тем сильнее влияют они на сознание и поведение детей. Поэтому завоевание авторитета родителями - одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера.
С возрастом у детей повышается критичность в оценке собственного поведения и поведения родителей. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера родителей - единство слова и дела. Если на словах родители будут требовать правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своим поведением, делами не будут подкреплять эти требования, то эффективность их воздействия значительно снизится. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред воспитанию.
Повышению воспитательной силы личного примера родителей способствует также разумная любовь и уважение к детям. Лаской и любовью можно вызвать хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению. Если взрослый ведет себя как благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает детей к совершению положительных поступков.
В воспитательных целях можно использовать и примеры из литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов, но следует опираться главным образом на положительные образцы поведения героев.
Вед.
-Предлагаем вашему вниманию отрывки из общеизвестных кинофильмов, которые можно использовать в качестве положительных примеров. ( показ отрывков)
Конечно, в книгах, кино, театре дети встречаются и с отрицательными примерами. Поэтому важно морально закалять их, делать невосприимчивыми к отрицательным примерам, а этого можно добиться не путем изоляции от отрицательных явлений, а путем участия в борьбе с отрицательными явлениями нашей жизни. Хорошо, когда дети не только умеют отличать хорошее от плохого, по и выступать против плохого, не остаются в роли посторонних наблюдателей.
Вед.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из кино - и мультфильмов, которые можно использовать как отрицательный пример (показ отрывков).
Вед.
Пути использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего, подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием поведения другого человека. Один из способов использования положительных примеров - заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуются даже манеры, походка, одежда. Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожи дети. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в труде, в повседневном поведении. Однако же, личный пример родителей – незаменимое звено в формировании личности вашего ребенка. Самое главное- ваш пример должен быть ясным, значимым, постоянным, ведь невозможно воспитать человека в течение месяца. Следует отметить, что одного принципа «делай, как я!» мало, не жалейте сил на понятные ребенку объяснения. Не давайте своим детям учиться на ваших ошибках, будьте для них ярким примером для подражания.
Вед.
Уважаемые родители! Мы бы хотели узнать о том, как же в вашей семье проходит процесс воспитания личным примером. Кто желает поделиться опытом, мы с удовольствием и с пользой для себя вас послушаем. (выступления родителей).
Вед.
Для того, чтобы выявить значимость вашего личного примера в процессе воспитания ребенка мы провели психологические анкетирования детей и родителей.
Практический психолог ( анализ анкетирования)
Вед.
- Предлагаем вашему вниманию небольшой видеорепортаж о том, как дети воспринимают личный пример взрослых и для чего это им нужно.(показ видеорепортажа)
Вед.
Наши дети – это, пусть еще маленькие, но уже личности, они имеют на все происходящее вокруг свое собственное мнение, зачастую, несовпадающее с мнением
взрослых, но все же, нам стоит прислушиваться к ним, ведь «устами младенца глаголит истина». Послушайте, пожалуйста, выдержки из мини - сочинений на тему «Несколько полезных советов моим родителям». (Зачитывает сочинения)
Вед.
Мы говорили о том, что роль личного примера родителей в воспитании детей разнообразна и многогранна, и, бесспорно, влияет на развитие у детей склонности к тому или иному виду творчества, пробуждает в них талант.
Концерт с участием учеников школы.
Директор.
- Воспитание ребенка дело непростое, всем вам спасибо большое за таких хороших детей, которые обучаются у нас в школе, но особенно мы хотели бы поблагодарить следующих родителей. (вручение благодарностей родителям) .

Заключительное слово директора как итог собрания.