Конспект урока по русскому языку 3 класс «Изменение имен существительных по падежам.Предложный падеж»


Конспект урока
по русскому языку
в 3 «А» классе
Учитель: Сорокина Е.Б.
Тема урока: Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
  способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
  развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
  воспитание коммуникативных качеств;
  создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Планируемые результаты: учащиеся научаться употреблять существительные в предложном падеже; писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.
Ход урока:
Организация внимания.
- Сегодня у нас урок русского языка, который мы начнем с того, что запишем в тетрадь число, классная работа.
- Скажите, как называется изменение существительных по падежам? (склонение)
- Ответ на вопрос будет заданием для минутки чистописания (на доске слово склонение)
- Я просматривала тетради учеников и заметила, что вы часто делаете ошибки в написании соединение букв (кл,ни)
- Посмотрите как надо писать правильно соединение буквы.
- Пропишем половину строчки соединением кл и половину ни.
- Посмотрите, что вы написали и что получилось, обведите в кружок лучший вариант в каждом соединении.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п.  кто? что?
Р. п.  кому? чему?
Д. п.  кого? что?
В. п.  кого? чего?
Т. п.  кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с.36. Найдите сведения профессора Самоварова. Прочитайте сведения.
2. - Найдите ответы на пункты  3, 4, маршрутного листа.
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
VII. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 65 на странице 36 учебника.
- Найдите в предложение существительные в предложном падеже.
- Вспомните, как определить падеж имен существительных? Работаем по образцу
(работа у доски)
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
 IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.  
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о сестре.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, плыл на лодке.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл).
Буду с ним летать на (воля),  
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
    Мне понравилось работать на уроке.
   Мне было трудно.
    У меня остались пробелы в знаниях.