Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано»


Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования
«Дороховская детская школа искусств »









Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства


Учебный предмет
Музыкальный инструмент
«Фортепиано»






подготовила:
Абаева Наталья Эггертовна
преподаватель музыкального отделения
по классу фортепиано







п. Дорохово
2014




Содержание



стр.

1.
Пояснительная записка
3

2.
Цели и задачи учебного предмета

3

3.
Ожидаемые результаты обучения

5

4.
Учебный план
6

5.
Годовые требования по классам

6

6.
Учёт успеваемости и оценка результатов освоения учебного предмета

11

7.
Примерные программы выступлений
13

8.
Творческое развитие учащихся

14

9.
Условия для реализации программы

15

10.
Методические рекомендации

15

11.
Список рекомендуемой учебной и методической литературы.

18































1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ ; Программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва, 1991 г.);Примерной общеразвивающей программы по учебному предмету Музыкальный инструмент (фортепиано), Москва 2013г.
Программа является Общеразвивающей и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных отделений ДШИ.
Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназначена для детей не ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение. Она дает им возможность приобрести необходимые начальные навыки для самостоятельного изучения музыки, домашнего музицирования и, возможности, при наличии необходимых музыкальных данных, продолжить свое обучение в направлении искусства.
Программа рассчитана для детей различных возрастных категорий. Развитие творческих способностей и формирование интереса к творческой деятельности основная задача обучения детей по общеразвивающим программам. Важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития занимает художественно-эстетическое воспитание человека цели и задачи которого реализует данная программа.

2. Цель и задачи учебного предмета.



Цель программы: создать условия для дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей обладающих небольшими музыкальными способностями. Основные направления данной программы - приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности. Основная цель педагога – построить обучение таким образом, чтобы после окончания музыкальной школы ученики могли применить навыки, полученные в годы обучения, в дальнейшей жизни.
Данная программа направлена на наиболее эффективную организацию образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями в области общеразвивающих программ.

Задачи программы:
Образовательные:
- приобретение навыков игры на фортепиано;
- мотивация ученика к познавательной деятельности;
Развивающие:
- знакомство учащихся с творчеством выдающихся композиторов;
-знакомство музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, качественно выполнять домашние задания;
Воспитательные:
- приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
- формирование духовной культуры и нравственности;
-воспитание самостоятельности.
Обучение учеников по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и перевод их в соответствующий класс предпрофессиональной программы и дальнейшее поступление в средние специальные учреждения музыкального искусства.
Программа рассчитана для работы с детьми с 7 -13 лет по18 лет.
Срок реализации программы 5 лет.
Результатом освоения программы можно считать развитие у учащегося стойкого интереса к музыке, стремления к самостоятельному изучению музыкального материала, воспитание творческой личности способной к профессиональному самоопределению, воспитание культурного слушателя и ценителя музыки; свободное владение исполнительскими навыками.
В программе излагается практический, теоретический, исполнительский, творческий и контрольно-итоговый учебный материал.
Ученический этап освоения предполагает обучение и действие под контролем преподавателя – аудиторные занятия. Самостоятельный этап освоения – действие по памяти, работа над домашним заданием – внеаудиторные занятия.


Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов


Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год



Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10



Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18
16
18



Аудиторные занятия
32
36
32
36
32
36
32
36
32
36
340


Самостоятельная работа
32
36
32
36
32
36
32
36
32
36














340


Максимальная учебная нагрузка
64
72
64
72
64
72
64
72
64
72
680




Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часа. Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 5 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-5 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, мелкогрупповые занятия от 2 человек предполагаются при изучения предмета фортепианный ансамбль. Данная форма занятий позволяет преподавателю обеспечить личностно-ориентированный и дифференцированный подход к обучению.



3. Ожидаемые результаты обучения

Результатом обучения по общеразвивающей образовательной программе являются :
- возможность ученика реализовать свои музыкальные и творческие способности;
- научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- расширить свой музыкальный кругозор;
- научиться исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- вовлеченность ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных особенностей.



4. Учебный план
Срок обучения 5 лет.
Недельная нагрузка в часах
(распределение по годам обучения)

Обязательная часть

Фортепиано

Наименование предмета
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс

Специальность и чтение с листа
2
2
2
2
2

Ансамбль
-
0,5
0,5
1
1

Хоровой класс
1
1
1
1,5
1,5




Сольфеджио
1
1,5
1,5
1,5
2

Слушание музыки
1
-
-
-
-

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
-
1
1
1
1


5. Годовые требования по классам

1 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 10 - 16 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а так же (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации. К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:
- подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;
- приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;
- освоение нотной грамоты;
Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.
Для технического развития (во втором полугодии) - пройти 2 – 3 мажорные гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.


Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь ( зачёт)
2 разнохарактерных произведения
Апрель – май (академический концерт)
3 произведения: этюд и 2 пьесы (одна – с элементами полифонии).
Одну пьесу можно заменить произведением крупной формы.



2 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 – 14 различных музыкальных произведений:
2 -полифонических произведения (или пьесы с элементами полифонии);
2 - произведения крупной формы;
4 - разнохарактерных пьес;
4 -этюда;
2 – ансамбля.
Рекомендуется систематически уделять внимание развитию навыков чтения с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, игре ансамблевых пьес разных жанров, подбору по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением, транспонированию.
Педагог может давать ученику различные творческие задания: сочинение музыки (возможно, на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте различных образов (сказочных, звуков природы и др.), досочинение мелодий (например, ответных предложений).
Продолжается работа над развитием игрового аппарата.
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении двумя руками на 2 октавы; параллельные минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками на 2 октавы; тонические трезвучия с обращениями - аккордами по 3 звука отдельными руками; арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь ( зачёт)
пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма)


Май (академический концерт)
пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение)


Технические и творческие зачёты

Ноябрь
Этюд и чтение с листа (контрольный урок)
Знание терминологии (на оценку)
Март
Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)





3 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 -13 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2 - полифонических произведения;
2 - произведения крупной формы;
4 - разнохарактерных пьес;
3 - этюда:
2 - ансамбля.
Продолжать работу по чтению с листа (уровень трудности 1 2 класс). Подбирать по слуху мелодии, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода.
Работать над развитием технических навыков (упражнения в виде позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций и др.)
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом и противоположном движением двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении на 2 октавы двумя руками. Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука с обращениями на 2 октавы.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь ( зачёт)


пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма)


Май (академический концерт)
Пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение)
Технические и творческие зачёты

Ноябрь


Этюд и чтение с листа ( зачёт)
Знание терминологии (на оценку)



Март

Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)




4 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 -14 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2 - полифонических произведения;
2 - произведения крупной формы;
4 - разнохарактерне пьесы;
4 - этюда:
1- 2 - ансамбля.
Продолжение работы по чтению с листа постепенно; дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле легких переложений отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки; подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; возможны сочинения на заданный текст, подбор сопровождения к различного типа к мелодиям.
Необходимо проводить работу над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.
Проводить работу над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упражнения секстами).
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до
4-х знаков в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) двумя руками в прямом движении на 4 октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении. Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука; арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные каждой рукой отдельно на 2 октавы; арпеджио длинные каждой рукой отдельно в 3-4-х гаммах от белых клавиш.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь ( зачёт)

пьеса и полифоническое произведение
(или крупная форма)

Апрель (академический концерт)

пьеса и крупная форма
(или полифоническое произведение).


Технические и творческие зачёты

Ноябрь


Этюд и чтение с листа ( зачёт)
Знание терминологии (на оценку)


Март

Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)


5 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2 - полифонических произведения;
1 - 2 - произведения крупной формы;
3 - 4 – разнохарактерные пьесы;
4 - 5 – этюдов.
2 – 3 ансамбля
На каждом уроке необходимо выделять время для развития навыков чтения с листа; дальнейшего освоения навыков игры в ансамбле; подбору по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением.
Продолжать работу по развитию технических навыков, подбирая упражнения и этюды с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика.
К концу пятого класса ученик должен пройти все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении на 4 октавы; 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении, в сексту от белых клавиш. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками на 4 октавы; хроматические гаммы от всех звуков двумя руками в прямом движении, и в противоположном – от «ре» и «соль #». Тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4 звука, арпеджио короткие двумя руками на 4 октавы; арпеджио ломаные двумя руками в 2 -3-х тональностях; Д 7 –построение и разрешение - длинные арпеджио каждой рукой отдельно от белых клавиш; Ум.VII7 – построение и разрешение.

Промежуточная и итоговая аттестация


Декабрь (зачёт)
Март ( зачёт)

академический концерт - исполняется 2 любых произведения
Первое прослушивание выпускной программы
(2 произведения)

Апрель (зачёт)
Май
Выпускной экзамен
(на оценку)


Второе прослушивание выпускной программы
(4 произведения)
1. Полифония или крупная форма
2. Этюд
3. Пьеса
4. Ансамбль



Март - зачет по развитию творческих навыков

Исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения участие в школьных концертах.



Учёт успеваемости и оценка результатов освоения
учебного предмета
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, зачетах, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д.
Экзамен проводится только в выпускном классе (итоговая аттестация).
Участие в концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, знание музыкальных терминов, выполнение заданий по подбору по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на зачете в присутствии педагогов отделения.
Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводятся со 2 класса.
Оценка за выступление академических концертах, учащимся 1 – 4(5) классов, выставляется только во II полугодии.
При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;
- оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, и на зачетах;
- другие выступления ученика в течение учебного года.

Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: – проверка домашней (самостоятельной) работы, выступления на академических концертах, прослушиваниях, зачетах. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, зачетов и академических концертов и исполнения сольных программ. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить как технические зачеты, академические концерты, исполнение концертных программ.

Требования к содержанию итоговой аттестации
(для учащихся 5 классов)

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании музыкально – эстетического отделения ДШИ.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
- овладеть навыками игры на фортепиано;
- приобрести знания, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобрести знания основного фортепианного репертуара;
- приобрести знания по различным исполнительским интерпретациям музыкальных произведений;
- научиться исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- знание профессиональной терминологии;
- достаточный технический уровень владения инструментом фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Критерии выставления оценок на выпускном экзамене
«Отлично»:
-на выступлении ученик чувствует себя свободно;
- исполнение программы выразительно и разнообразно;
- ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;
- решение тембровых и регистровых задач;
- выступление яркое и осознанное.

«Хорошо»:
-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
-недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.

«Удовлетворительно»:
-однообразное исполнение, недостаточные навыки пианизма;
- плохая техника исполнения, вялая динамика.
«Неудовлетворительно»:
-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
«Зачет» (без отметки) :
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

7.Примерные программы выступлений


1 вариант
2 вариант

1 класс

Сен-Люк Я. Бурре
Черни К. Этюд №16
Кабалевский Д. «Ночью на реке»
Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11.
Литовко Ю. Пастушок (канон).
Осокин М. Вечерняя гармония.



1. Моцарт В. Менуэт ре минор
2. Жилинский А. Этюд До
мажор
3. Кореневская «Дождик»
Кригер И. Менуэт ля минор.
Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор.
Украинская нар. Песня «Ой лопнул обруч»




2 класс

Пёрселл Г. Ария ре минор.
Хромушин О. Кукольный вальс.

Клементи. М.
Соч. 36.Сонатина До мажор,
1 ч.
2. Чайковский П. «Старинная французская песенка»

1. Шуман Р. Соч. 68. Марш
2. Корелли А.Сарабанда


Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор.
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Старинная французская песенка.
Хиндемит П. Марш



3 класс

Бах И. С. Менуэт соль мажор
Хачатурян Андантино
Бах И.С. Менуэт-трио соль минор.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: «Веселый крестьянин».


1. Бетховен Л. Сонатина Фа мажор , 1. ч.
2. Чайковский «Новая кукла»
Зиринг В. Сонатина Соль-мажор.
Мелартин Э. Утро.
Ладухин Н. «Интермеццо»



4 класс

Глинка М. Двухголосная фуга
Григ Э. Соч.12. Танец эльфов
Циполи Д. Фугетта ми минор.
Барток Б. Вечер в деревне.

1. Шуман Р. Детская соната, ч. 1 Соль мажор
2. Прокофьев С. Соч. 65. Сказочка
Шуман Р. Детская сонатина, ч. I.
Полунин Ю. Маленький вальс.
Жиганов Н. «Танец мальчиков»


5 класс

Бах И. С. Двухголосная инвенция До мажор
Шуберт Ф. Вальс си минор
Балаев Г. «На горной тропе» (ансамбль)
Черни К. Соч. 299. Этюд №1
Бах И.С. Французская сюита № 2 до минор: Сарабанда.
Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 9.
Ботяров Е. Сонатина ля минор.
Якушевич И. Первое знакомство (джазовый вальс).

1. Клементи М. Соч. 36. Сонатина Ре мажор, 1 ч.
2. Глинка М. Прощальный вальс Соль мажор
3. Гершвин Дж. «Сказочно» (ансамбль)
4. Бертини. Соч. 28 Этюд до минор
Гендель Г. Чакона ре минор.
Бертини А. Соч. 27 этюд № 7.
Гайдн Й. Соната-партита До-мажор I ч.
Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом: Утреннее размышление.











8.Творческое развитие учащихся

Развитие творческих навыков учащихся способствует приобретение навыков игры по слуху и транспонирование, работа в этом направлении должна проводиться на протяжении всего периода обучения. В соответствии со способностями ученика следует научить его элементарному анализу гармоний, поддерживающих мелодию, поощрять сочинение собственных пьес, импровизацию.
Такие опыты полезны для развития музыкальных задатков ученика, в частности, его попытки по-своему истолковывать изучаемую музыку. Это помогает более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента. Во II полугодии на зачете по развитию творческих навыков может быть исполнен подбор по слуху и сочинение, игра в ансамбле, аккомпанемент, исполнение популярной музыки. Учитывается участие детей в различных концертах как класса, так и школы.


9. Условия для реализации программы

Минимальное материально-техническое обеспечение
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.
Технические средства: ноутбук, наличие Интернета, аудио и видеозаписей, магнитофон.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов. Художественный материал по программе. Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

10. Методические рекомендации

Занятия инструментальным исполнительством – это, прежде всего занятия практические, теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на уроке, должны стать основой для домашних занятий, важно научить ученика самостоятельной работе. Большое внимание на начальном этапе следует уделять постановке руки, исходя из индивидуальных физических особенностей аппарата ребенка.
В дальнейшем обучении репертуар подбирается преподавателем индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления.
В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение ансамблей и аккомпанемента. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе в качестве концертмейстера, к различным формам ансамблевого музицирования.
Виды учебной деятельности разнообразны: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на экзаменах, концертах, технических зачетах. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.
Рекомендуется начиная с 3-го класса включать в работу произведения на 2 класса ниже по сложности с целью их самостоятельного выучивания учащимися. Целесообразно выносить эту форму работы на классные собрания.
Со стороны психологического обеспечения процесса обучения следует придерживаться следующих положений:
- создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;
- пробуждение творческого воображения и стремление к практическому применению знаний;
- индивидуальные занятия по классу фортепиано дают возможность ярче раскрыть -способности и возможности ученика;
- индивидуальный подбор программы (по техническим и эмоциональным возможностям ученика);
- постоянный контакт с родителями.
Составление индивидуального плана

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.
Подбор репертуара имеет очень большое значение в процессе музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащегося. Необходимо включать в исполнение произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, современных русских и зарубежных авторов, современную популярную музыку. Репертуар должен быть разнообразен по содержанию, фактуре, форме и стилю.
Педагогические требования к ребенку должны быть дифференцированы, преобладающую роль должен иметь личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению . Не следует включать в репертуар как слишком сложные произведения, превышающие исполнительские возможности ребенка, так и слишком легкие не дающие развития.
Для детей самых различных музыкальных способностей обучающихся по общеразвивающим программам является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений из репертуара предыдущего класса.
Для расширения музыкального кругозора учащегося желательно включать в обучение пьесы в порядке ознакомления, в которых допускается различная степень завершенности работы над ними.

Чтение нот с листа и игра в ансамбле

Чтение нот с листа – один из важнейших навыков, которым должен овладеть ученик в процессе обучения.
Умение самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте улучшает процесс работы над произведением. Важно прививать развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения с листа. Для этого ученику важно овладеть анализом ладотональности, метроритма, умением охватить мелодические фразы. Работу над этими задачами следует проводить от простого к сложному на протяжении всего обучения.
Беглому чтению с листа следует обучать так же с самых простых пьес на 2-3 класса ниже. Важно научить охватывать всю фактуру, выделять главное, и смотреть на 2-3 такта вперед. Важно воспитывать внутренний музыкальный слух – уметь прочитать глазами и услышать «про себя» произведение.

Быстро читать нотные знаки, охватывать более протяженные музыкальные фразы, свободно ориентироваться на клавиатуре приведет к успешному овладению навыком чтения с листа.
Можно практиковать чтение нот с листа ансамблевых произведений. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед.





















11.         Списки  рекомендуемой учебной и методической литературы.
1.                Список  рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного  и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С.    Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С.    Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А.          Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992
Бетховен Л.   Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина  Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2.  М.: Музыка,    2011
Гедике А.   40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,  1999
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г.Руббах и В.А.Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008
Лемуан А.  Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
Лешгорн    А. Избранные этюды. Соч.65, 66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб,  1994
Милич Б.   Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Милич Б.   Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
Милич Б.   Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В.  Новосибирск, Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина  М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А.  Ростов н/Д: Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко.  Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М.           Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой.  М.,1974
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974                                                                     
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова.  М.,1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А.Юровский. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961
Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002
Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев, Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина.  М.: Музыка, 1988
Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский.  М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко.  М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.  М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39.  М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р.   Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона.  М.: Советский композитор, 1967
Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008
2.                Список рекомендуемой  методической  литературы
 
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973
4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965          5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"
3. Интернет - ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 715