Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога.


Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога.
Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, ответим на два главных вопроса.
1 вопрос: Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
- Педагог, участвуя в конкурсах , приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
-Участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;
- В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо - деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии.
Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня учителя. Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.
Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Конкурсы педагогического мастерства помогают: выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют:
профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию; способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,
не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его обучающихся, потому что их тоже можно привлекать к участию.
2 вопрос: Какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?
Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц книг и педагогических журналов, а для этого необходимо найти время. А как только находишь что-то интересное, занимательное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Но, почему же не каждый педагог стремиться попробовать свои силы в педагогических конкурсах?
Тут возникают проблемы:
- пассивность и сопротивление педагогов участию в конкурсах;
- внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
- отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
- педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта. На этот случай у меня есть предложение: ввести в ОУ должность «координатор конкурсов».
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение. Я неоднократно принимала участие в различных конкурсах и становилась победителем. Для меня профессиональные конкурсы – это мир соревнования и общения с интересными людьми, мир находок и счастливых моментов. Моя конкурсная копилка неумолимо пополняется с каждым годом. Начинала я с публикации своих статей в журналах г. Москвы и Подольска таких, как «Дополнительное образование», «Библио-поле» и в издательстве «Либирея». В 2013 году я приняла участие в Общероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство на занятиях в учреждениях ДО», где заняла I место с валеологической программой «Школа здоровья». Большим своим достижением считаю победу во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и детей «Лира». В 2014 году стала Победителем конкурса Всероссийского творческого конкурса для педагогов и детей на педагогическом портале «Зимнее вдохновение». В 2015 году приняла участие в проекте «Путь к успеху » и стала Победителем I степени Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» с программой по здоровьесбережению «Наша традиция – быть здоровыми!» и в 2016 году я стала Победителем I степени Международного конкурса педагогических технологий «Аида».
Творчество постоянно ведет меня вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не все бывает гладко, не все получается, но я не боюсь проигрывать, ошибаться. Вот когда убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета.  
Я не только сама охотно участвую в дистанционных формах работы для повышения своего уровня, но и стараюсь привлечь к этому своих коллег, стараюсь им помочь обобщить их педагогический опыт и оформить работы в соответствии со всеми конкурсными требованиями. Так за последний год совместно мы приняли участие во многих различных интернет-конкурсах, блиц-олимпиадах, вебинарах по дополнительному образованию. Об эффективности участия в данных конкурсах говорят результаты:
Педагоги приняли участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация» и стали Победителями и Лауреатами, во Всероссийском конкурсе «Мир спорта в ДОУ» получили Диплом I cтепени, в проекте «Путь к успеху» тоже заняли I место, во Всероссийском дистанционном конкурсе работников образования «Лучшая методическая разработка» Диплом I cтепени, в Международном творческом конкурсе «Артсеть» и вновь Диплом I место. А так же наши педагоги приняли участие в блиц-олимпиадах в рамках Всероссийских конкурсов «Даутесса» и «ФГОС проверка» и получили призовые места, на образовательных интернет-порталах «Готовим урок», «Просвещение», «Педразвитие», «Время знаний», «Портал педагога» наши педагоги публикуют конспекты занятий, внеклассные мероприятия, педагогические статьи и методические разработки, за что получают Свидетельства - все это ещё и просто необходимо для аттестации педагогов. Уважаемые коллеги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, я уверена: вам есть, что показать и чем поделиться! Постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства! Успехов Вам!