Личностное развитие обучающихся с ОВЗ через участие в творческих конкурсах


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Личностное развитие обучающихся с ОВЗ
через участие в творческих конкурсах
учитель-логопед Масленникова М.В.,
1 квалификационная категория
14.01.2017г.
Начать свой разговор с вами, уважаемые коллеги, я бы хотела с задания для вас.
(даю задание: нарисовать солнышко и цветок). А сейчас, я продолжу.
(слайд с названием темы )Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью сделал первый шаг.
(2 слайд со словами Аристиппа)
Детей надо учить тому,
что пригодится им,
когда они вырастут.
Аристипп
(слайд цели стандарта)
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Актуальным вопросом в новом стандарте стоит вопрос качества образования. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
На сегодняшний день в данном контексте меняется направление и логопедической работы в школе, которая должна привнести что-то новое в содержание коррекционной логопедической работы. Мы педагоги твёрдо знаем одно: любой ребёнок с проблемами в развитии проходит все те же этапы развития, что и ребёнок «норма».
В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех обучающихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.Основополагающим в своей работе у нас должно быть то, что младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.

И хотя в практике логопедической работы ФГОС еще не применяется и осуществить данный вид деятельности в полном объеме не совсем удастся, меня это совсем не останавливает! В данный момент я понимаю, что как современный педагог я не могу стоять в стороне от ребёнка, я должна непосредственно принимать участие в его развитии. Другое дело, сложнее осознать то, как на данном этапе всю работу можно осуществить?
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Эти проблемы, складываясь из года в год в большой ком с огромной скоростью, несутся на ребёнка. А ведь всем родителям так хочется, чтобы и их ребёнок тоже был успешен, чтобы с лёгкостью проживал школьные годы.
Конечно, от меня не зависит всё на 100%, но от моей своевременной помощи зависит многое. Я решила попробовать изменить данную ситуацию путём вовлечения ребят в творческие конкурсы. И, конечно же, останавливаться на достигнутом я не собираюсь.
Что даст ребёнку участие в конкурсах? Ответ прост: в любом конкурсе выявляется претендент на победу. Но для детей, особенно младшего школьного возраста, конкурс играет очень важную роль в развитии и дальнейшем становлении. При переходе в среднее звено особенно значимым является личностное становление ребёнка. Кто я? Какой я? Для чего я живу? А мне как педагогу попутно ставится дополнительный вопрос: каково значение участия ребят в творческих конкурсах?
Конкурс помогает ребёнку отвлечься от повседневных забот, работы, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Отмечу, насколько надоедает ребёнку однообразие! Участие в конкурсе вносит в его жизнь что-то новое, новые эмоции, переживания, что очень благоприятно сказывается на его развитии.
Начинает зарождаться в ребёнке дух соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется мотивация: «Я хочу быть лучше других» (этот настрой у ребёнка появляется от взрослых).
Участвуя в конкурсе можно завести новые знакомства (или «на меня по-другому будут смотреть»).
Желание стать лучшим, победить, стать заметным в кругу сверстников – одна из движущих сил, заставляющая ребёнка соревноваться друг с другом.
Участие в конкурсе – это один из способов самосовершенствования. Он тем самым развивает свои умения, поднимается на ступень выше в своём развитии. У ребёнка начинает появляться уверенность «я могу».
Конкурс даёт возможность ребёнку показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Это придаёт ему силы и уверенности в жизни, появляется стремление быть лучше.
Это и возможность ребёнка пополнить своим результатом личное портфолио.
Хочется отметить, что детям, испытавшим на себе что такое «конкурс» легче адаптироваться в школе, найти друзей, учёба для них становится не «обузой». Участвующим один раз, хочется, как правило, поучаствовать и во второй…
Первые конкурсы я организовывала среди ребят одного класса. Участниками были 5 ребят. Они учились правильно оформлять свои рассказы, тексты письменных работ, выполнение иллюстраций-рисунков к сказкам. Из тех, кто отличился, наградой было то, что его работа входила в тематический альбом по той или иной теме. А этот альбом, как результат своей деятельности мы в последующем представляли и ребятам, и педагогам, и родителям. Так у нас появились альбомы: «Зима», «Весна», «Герои сказок», «Летние каникулы».
(фото тематических альбомов)
Затем я начала вовлекать своих ребят в участие в различных конкурсах, проводимых в школе. Это для моих подопечных стало более сложным этапом их развития. Проще работать в классном коллективе, труднее работать на «публику», а неуверенным и детям с речевыми проблемами это даётся намного труднее. Сложно было побороть «барьер выхода», т.к. выяснилось, что никогда прежде, обучаясь в других школах, ребята не участвовали в конкурсах. Мы стали участниками конкурса стихов, сочинений «За что я благодарен маме» к Дню Матери, к юбилею 70-летия Победы, в рамках недели истории «Родина моя». Участников этих конкурсов уже было 8 человек. (некоторые принимали участие не в одном конкурсе). Результаты были хорошими. Обсуждали совместно и удачи, и причины поражений. Эмоции были различны: от громких криков «ура!» до горьких и крупных слёз.
(фото грамот 1, 2, 3 места, участников с конкурсов школы)
Следующим этапом было: участие в межмуниципальном конкурсе в 2014г. В рамках проектно-исследовательской конференции «Наш край», в котором участвовало 2 человека. (1 место и участие)
(фото с конференции «Наш край», Оса)
В 2015 году после участия в школьном конкурсе экологических листовок в рамках недели экологии, 1 мальчик явился участником всероссийского конкурса экологических плакатов «Зелёная планета», заработав диплом победителя 2 степени.
(фото диплома Митянина С.)
Необходимо помнить: мы взрослые – творцы судеб детей. Ведь именно мы помогаем детям находить себя, стать более успешными. А главными помощниками в этом служат разнообразные творческие конкурсы. Ребёнку просто необходим для его развития новый опыт! Оказанная вовремя адресная помощь тому или иному ребёнку способствует не только его самоутверждению, а помогает учить его преодолевать проблемы, обогащает овладевать новыми способами познания достижения личных планируемых результатов.
В результате, согласно новым стандартам, у ребят формируются регулятивные УУД (планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата: прогонозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий); личностные УУД (нравственно-этическая ориентация; ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; начинают закладываться основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность; добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов (поиск и сбор информации); умение доносить свою позицию до других, через обучение владения приёмами монологической и диалогической речи;
умение критично относиться к собственному мнению; управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.). И вместе с тем идёт формирование познавательных УУД.
А сейчас пришла пора обратить внимание на ваши рисунки. Давайте их приподнимем и покажем друг другу. Сколько солнца! А каждое в ваших руках – это олицетворение вас самих. Много красивых цветов, которые олицетворяют наших детей. Но разве все дети, приходящие в наши школы, такие? Конечно, нет! С каждым годом приходит в наши школы более сложный контингент. Но, не зависимо от того какой ребёнок пришёл к нам на обучение, в соответствие нового стандарта, он должен быть нами обогрет, как солнышком. Мы его должны принять таким, какой он есть, понять его трудности и помочь развить его личностные качества, для успешной социализации в современном социуме.

Литература
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы:
- http://yandex.ru/cick/ysrcdir?from