Участие в конкурсах профессионального мастерства


Описание участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства (выдвижение кандидатур на конкурсы профессионального мастерства).
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Внедрение образовательных стандартов нового поколения диктует потребность современных школ в новых кадрах.
Каким же должен быть современный учитель? Стремительно меняется наш мир, появляются инновационные педагогические технологии, изменились и наши ученики. Поэтому профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Учителю необходимо мотивированное стремление к самообразованию, к самовыражению. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует эффективному развитию системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональны компетенций.
Из собственного опыта участия в приоритетном проекте «Образования» конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель» могу с уверенностью сказать, что конкурс даёт огромный толчок для самосовершенствования и профессионального развития. При подготовке к участию в конкурсе была проделана громадная работа по внедрению в практику инновационных технологий, распространению собственного педагогического опыта (проведение семинаров, мастер – классов, открытых уроков, конференций, круглых столов), публикации печатных работ, созданию электронного портфолио, мультимедийного обеспечения уроков, электронной систематизации материально-технического сопровождения уроков.
В нашем учебном заведении методический совет школы выдвигает кандидатуру для участия в профессиональном конкурсе. При выдвижении необходимо учитывать не только мнение администрации и коллег, но и родительской общественности и учеников. Если педагог имеет высокие результаты в педагогической деятельности, но на него есть жалобы со стороны родителей, например, нетактичное поведение, то нет смысла выдвигать такую кандидатуру. Умение общаться с детьми и другими людьми - это тоже педагогическое мастерство. Учителю, претендующему на премию Президента РФ, необходимо показать, что его педагогическая деятельность действительно может считаться образцом для коллег.
Чтобы узнать мнение родительской общественности на родительских собраниях проводится процедура по выявлению рейтинга педагога. Родителям предлагается анкета «Профессиональные и личные качества учителя», результаты оцениваются по пяти бальной шкале. Вот некоторые из вопросов:
Проявляет ли учитель доброжелательное отношение к вашему ребёнку?
Замечает и оперативно разрешает возникшие конфликты и проблемы?
Умеет вызвать интерес к своему предмету?
Разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям?
Результат анкетирования помогает определить рейтинг учителя среди родителей.
Во время проведения классных часов проводится анкета «Учитель глазами учеников». Детям предлагают вопросы:
Располагает ли к себе учитель манерой поведения и внешним видом?
Соблюдает ли логику изложения учебного материала?
Внимательно и тактично относится учитель к ученикам?
Эти и другие вопросы позволяют увидеть рейтинг учителя среди его учеников. Мы считаем, что на профессиональные конкурсы необходимо выдвигать те кандидатуры учителей, которые имеет высокий положительный рейтинг у учеников.
В нашей школе каждый педагог имеет свой методический портфолио. Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога соответствуют критериям отбора учителей на профессиональные конкурсы, например, «Лучший учитель». С внедрением портфолио рейтинговый уровень наших педагогов значительно вырос. Молодые учителя могут сами оценить свой рейтинг и стремиться повышать свой профессиональный уровень. Опытные учителя тоже пополняют свою методическую «копилку» новыми достижениями и победами учеников. Это своего рода азарт в хорошем понимании этого слова.
Анализ оценивания результатов методического портфолио позволяет методическому совету, да и самим педагогам принять решение об участии в профессиональных конкурсах.
Методический совет предлагает кандидатуру для участия в конкурсе, а управляющий совет утверждает, используя весь анализ работы коллег.
Профессиональные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку.
Думаю, что выдвигать кандидатуру на конкурс «Лучший учитель» со стажем менее 10 лет нецелесообразно. За такой маленький промежуток педагогической деятельности ещё рано говорить о звании «лучший». Для молодых учителей есть другие интересные профессиональные конкурсы, в которых можно проявить себя творческим педагогом.
После выдвижения кандидатуры для участия в конкурсе учителю надо дать разумный срок для ознакомления с положением о конкурсе, оформлению материалов, проведению мероприятий, подведению итогов. Не следует забывать, что учитель, участвующий в профессиональных конкурсах, не освобождается от своей основной работы – проведения уроков на достойном уровне. Если времени на подготовку и оформление документации даётся мало, то учитель делает всё в спешке и это влияет на процесс обучения детей. Именно поэтому многие достойные учителя отказываются принимать участие в конкурсах.
Каждый год усовершенствуются критерии оценивания конкурсантов, но есть ещё вопросы. Например, в оценке качества знаний за три года должна прослеживаться положительная динамика. А если у конкурсанта стабильно высокие показатели качества знаний и нет роста на протяжении данного промежутка, то он может потерять балы при оценивании экспертами. Если не пересмотреть этот критерий, то можно подтолкнуть педагогов к подгонке под данное условие от занижения отметок до повышения.
Хотелось бы, чтобы при оценивании побед учащихся в очных олимпиадах балы были значительно выше, чем победы в дистанционных олимпиадах, так как эти победы несопоставимы по трудоёмкости, подготовке и уровню сложности.
Это касается и печатных работ педагогов. Одно дело опубликовать методическое пособие в известном издании или открытый урок без рецензии в электронном издании.
 Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями.
Конкурс «Учитель года» стал традицией. Это соревнование, для которого характерно напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Как приятно видеть поддержку педагога со стороны детей и родителей! Здесь необходимо стремиться, чтобы дети, родители, педагогический коллектив, район могли гордиться учителем. Конечно, условие, когда участник конкурса должен провести урок в чужой школе и с незнакомым классом – это стресс для педагога. Так ли он необходим, чтобы разобраться в профессиональной компетенции учителя?      
   Участие в конкурсе требует от педагога смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической и административной поддержки для подготовки к конкурсу, оформлению заявки.