Проект «Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Федоровка
Описание инновационного педагогического проекта.
Тема:
«Методы и приёмы словарной работы
на уроках русского языка в начальной школе».
Автор: Аввакумова Людмила
Александровна
учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Фёдоровка

2012 год
Описание инновационного педагогического проекта.
Тема: «Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка»
А.В. Текучев
Актуальность педагогического проекта.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.
В программе развития МОУ СОШ с.Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области на 2007-2012 гг. приоритетными направлениями работы выделены: формирование общей культуры личности обучающихся и их адаптация к жизни в обществе, а также создание условий для получения качественного образования каждым обучающимся, соответствующего требованиям федеральным государственным стандартам общего образования. «Цель программы - определение общей стратегии развития образования в школе, приведение системы образования в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности». Главное направление деятельности школы - создание такой образовательной среды, в которой у каждого будет возможность получения качественного образования. Фундаментом всего обучения в школе является первая ступень общего образования – начальная школа.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".
Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".
Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.
Наблюдения показывают, что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов. Это проявляется уже в 1 полугодии 5 класса. Возникла проблема: как научить детей правильному написанию словарных слов в начальной школе?
Решение этой проблемы возможно через применение современных образовательных технологий, ориентированную на разработку системы организации словарной работы, заинтересованность ученика, а заинтересованность ведёт его к успешности, так как интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Задача этой работы сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным.
Цель проекта: разработать систему словарно - орфографической работы в начальной школе, ориентированную на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку в начальной школе.
Задачи проекта:
Изучить современную педагогическую, психологическую и методическую литературу.
Подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности коммуникативно-речевых умений у учащихся в процессе словарно-лексической работы.
Формировать навыки грамотного письма, применяя разработанную систему организации словарной работы.
Совершенствовать стилистические, лексические и грамматические умения и навыки учащихся,
Повысить речевую культуру личности;
Обобщить опыт и результаты обучения, провести корректировку деятельности.
Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет проекта: усвоение правописания словарных слов, формируемое в учебном процессе.
Гипотеза: если разнообразить форму словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик, то улучшится эффективность усвоения материала и повысится качество знаний младших школьников.
Этапы педагогического проекта.
Проект реализуется в три этапа на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области. Временные рамки проекта - 2010-2013 гг.
На первом этапе (IV четверть 1 класса -2010-2011 учебный год 2 класс) – теоретическом - изучение состояния проблемы в теории и практике обучения написанию словарных слов; применение методик известных лингвистов и учёных, направленная на эффективность усвоения словарных слов; выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» слов; выдвижение рабочей гипотезы; определение последующих задач.
На втором этапе (2011-2012 учебный год) 3 класс – экспериментально-диагностическом – осуществление проектной деятельности на уроках русского языка при изучении словарных слов; выявление педагогической эффективности использования данного метода в процессе усвоения написания словарных слов.
На третьем этапе (2012- 2013 учебный год) 4 класс – результативно-обобщающем - продолжение системы работы над словарным словом с применением метода проекта; проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику.
Технологическая карта системы организации словарной работы.
Класс Виды деятельности Ожидаемый результат
1 класс Метод механического запоминания, игровые методы обучения 2 класс Словарные диктанты 3 класс Дифференцированные задания 4 класс Занимательный словарик Практическая значимость педагогического проекта
На первом этапе реализации педагогического проекта были изучены научно- методические рекомендации по развитию памяти и повышению грамотности детей и опыт других педагогов. Был отобран дидактический материал, который эффективно работает на практике в традиционной школе, адаптирован к имеющемуся контингенту обучающихся, при этом были использованы различные формы и методы, задания разной степени сложности. На уроке создавались условия для творчества и фантазии ребят, учащиеся вовлекались в самостоятельный поиск, в разные виды деятельности. Все это побуждает ребенка к выбору индивидуального способа запоминания «словарных слов». А это лучший прием, который компенсирует недостатки памяти каждого ученика.
Применялся метод механического запоминания, разработанный Окуловой Г.Е. В пособии «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» она отмечает: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ»
Также на уроках использовался популярный вид работы над словарным словом - словарный диктант с использованием загадок: зачитывала учащимся загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В.Узоровой и Е.А.Нефёдовой «Словарные слова»
Работа со словарными словами проводилась,  начиная с периода обучения грамоте. В первое время она носила пропедевтический характер. В этот период были очень эффективными игровые методы обучения, которые способствовали повышению качества усвоения словарных слов. Именно дидактические игры позволили незаметно осуществить переход от  игровой деятельности к учебной. Примерами являются игры : « Собери слово из рассыпавшихся букв», «Слоговое лото», «Найди пару» и др.
Изучив данные методики и применив их на практике, пришла к выводу, что проблема усвоения написания словарных слов все-таки остаётся не решенной.
Из приведённой ниже диаграммы видно, что, несмотря на использование мною разных видов работы на уроках со словарными словами, прослеживается недостаточное усвоение написания трудных слов учащимися.
Диаграмма усвоения правописания словарных слов во 2 классе

Проанализировав причины и сделав выводы, подошла ко второму этапу педагогического проекта.
В своей работе на втором этапе остановилась на проектной методике Н.Ю.Пахомовой, по определению которой:
«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.»
В настоящий момент реализация проекта находится на середине второго этапа. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Началом этого проекта стали дифференцированные задания, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.
(Приложение 1)
Чтобы проверить уровень обученности, провожу словарный диктант, который является диагностическим, и по его результатам составляю схему анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально.
№ Фамилия учащегося берёза быстро вдруг ветер весело комната
1. Гафина И. + + - + + +
2. Клименков И. + - + + + +
3. Крылов В. + + - + + -
4. Курчанова Е. + + + + - -
5. Манилов Ш. + - - + - -
6. Трофимова О. + + + - + +
Итоги контрольных диктантов – вектор дальнейшей работы с каждым обучающимся. Высокий результат - основание для продвижения на более высокий уровень сложности заданий (например, работа с текстом на основе словарных слов).
Также проводится исследование над словом из «Словаря» для усвоения тех или иных внепрограммных понятий. Например, предлагаю самостоятельно поработать со значением заданных слов в толковом словаре дома. Если появляются затруднения – разбираемся в классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Л. А.Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.
Это эффективно при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важным для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Также хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность детей. Взаимопроверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря.
Результат данного проекта – занимательный словарик, который будут создавать учащиеся. Каждая страница этого словарика - маленькая энциклопедия слова, например, он может выглядеть вот так (Приложение 2)
Данный проект продолжается. И продолжится, пока дети думают, исследуют, познают неизвестное.
Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.
Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Разнообразные задания в работе над словами с непроверяемыми написаниями, активизируют деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову. Одно из достоинств данной системы словарной работы – создание ситуации успеха для ученика.
Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Неслучайно К.Д.Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, - словом, чтобы его приготовить к учению».
Литература
Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с.55-60
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. - 2-е изд. - М., 2001
Мережко Е.Г Словарик близкородственных слов. Для начальных классов (учебное пособие) / М.: «Флинта», «Наука», 160 с.
Мережко Е.Г. Учим словарные слова (2-3). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефльм»-«Добродея»,2008.–48
7. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями / Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1994
8.Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992
( Приложение 1)
3 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.
Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..
2 уровень.
Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.
3 уровень.
Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.
16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
2 уровень.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.
3 уровень.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Словообразовательные упражнения.
1 уровень.
№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.
№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь
2 уровень.
№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.
№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.
3 уровень.
№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
салат работать
сажатьпомидорвскопатьогород
ухаживатьходить

выращиватьугощать
торговатьовощ приготовить морковь
купить убирать
Морфологические упражнения.
1 уровень.
№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.
1. Оля любит есть на завтрак тертую ... .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... .
3. Среди овощей нет сочней ... .
4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины.
5. Всякому ... свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый ... .
№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.
г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.
2 уровень.
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород).
2. Мама приготовила салат ... (огурец).
3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).
4. На обед дети ели котлеты ...(картофель).
5. На полке стояли банки ... (помидор ).
3 уровень.
№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.
Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.
№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.
Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.
2 уровень.
№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3 уровень.
Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.
Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
щей нет здоровья.
(Приложение 2)
Занимательный словарик
СОБАКА
ТОЛКОВАНИЕ 1.Домашнее животное семейства псовых, родственное
волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в
упряжке (на Севере).
2.Перен. О злом, грубом человеке..
ЭТИМОЛОГИЯ Свое название она получила от древнего корня СОБ-
(местоимение себя, собою),родственного корню СОБСТ-
ВЕННЫЙ, - существо, имеющее хозяина, принадлежа-
щее хозяину.
СОБАКА – СОБ = существо, собственность.
ОДНОКОРЕННЫЕ
СЛОВА собачата собачник собачина собачка
собачник собачонка собаковод собачей (разг.)
СИНОНИМ Пес
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ КАК КОШКА С СОБАКОЙ ЖИВУТ – о постоянно
ссорящихся людях. СОБАКУ СЪЕСТЬ (В ЧЕМ, НА
ЧЕМ) – быть знатоком в каком-либо деле, иметь боль-
шой навык, опыт в чем-либо. КАК СОБАКА НА СЕ-
НЕ – о человеке, который сам не пользуется чем-либо и
другим не дает. ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА! – вот в
чем суть дела заключается.
ЗАГАДКИ Заворчал живой замок, Гладишь – ласкается,
Лег у двери поперек. Дразнишь – кусается.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ 1.Собака – верный друг человека. 2.Не замахивайся пал-
кой – и собака не залает. 3.И собака помнит, кто ее кор-
мит. 4.Не учи щуку плавать, а собаку лаять.5.Без собаки
зайца не поймаешь.6.Ласковая собачка и во сне хвостом
виляет.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Собака вскочила и стала перед львом на задние лапки.
2.К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой,
доверчивой и честной. 3Собачьи следы всегда к жилью
выводят. 4.Собака сидит у ворот.