Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями


Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями
  Основной формой коллективной работы учителя с семьями учащихся, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания.  Родительские собрания – это  высший орган самоуправления родителей в классе, основная форма работы с родителями, важно, чтобы родители были не пассивными слушателями, а активными участниками. Родительские собрания проводятся в различных формах, в том числе и с детьми.
Вспомним классификацию родительских собраний. Родительские собрания могут быть:
организационными;
текущими или тематическими;
итоговыми;
общешкольными и классными.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.
Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.  Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.       
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определенный промежуток времени.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Вот некоторые правила подготовки классного родительского собрания.
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.
Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в начальной школе, является ведение родительских дневников.
Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.
На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.
Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.
Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний.
Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания. Лист успехов. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку успехов, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней.
Страничка успехов помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией.
Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Тематика бесед для  родителей учащuxся начальных классов:·
- Ваш ребенок и одноклассники.
- Возможности посещения ребенком ГПД и т.д.
- Динамика эмоциональных проявлений во время уроков, занятий
Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет класса привлекает других родителей к организации и про ведению внеклассных мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива. Еще одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи учителю во внеклассной работе, например, в оформлении классной газеты.
Общие дела  и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной  почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.    Результатом эффективной работы становятся и наши многочисленные победы в творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсах разного уровня.
Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между ОУ и семьей. На современном этапе школа становится открытой системой для координации воспитывающих условий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду. Совместная деятельность семьи и школы направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Сколько бы ни говорилось о воспитательном потенциале школы, первый опыт познания ребенок приобретает в семье. Поэтому первоочередная воспитательная задача школы -  создание условий для эффективного взаимодействия родителей, детей и педагогов, все это в содружестве способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.