Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»


МБОУ «Кустовская СОШ»
Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»
План-конспект открытого урока

Цель урока: обеспечить условия дляизучения художественного мастерства И.А.Гончарова, определения художественных особенностей романа «Обломов», выяснения роли портрета, пейзажа, речевой характеристики, художественных деталей в произведении;
развития навыков исследовательской работы с текстом, навыков составления сопоставительных таблиц; развития речи, творческого мышления;
воспитания культуры речи, учебного труда, внешнего вида.
Оборудование: роман «Обломов», доска, карточки с терминами.
Тип урока: урок усвоения новых ЗУН.
Ход урока.
Орг. момент.
Этап целеполагания (на основании темы учащиеся формулируют цель урока, обозначают фронт работы на уроке)
Этап усвоения новых ЗУН.
Слово учителя.
Роман «Обломов» - художественное произведение, имеющее неповторимые черты и свойства, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Это художественное своеобразие, художественное мастерство достигается путем использования автором в произведении различных способов создания образов, организации художественной речи, способов выражения авторской позиции.
Художественное своеобразие романа «Обломов»
Одним из способов создания образа литературного героя является портрет.
- Вспомните, что такое портрет.
п/о: Портрет –изображение в произведении внешности персонажа, включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.д.
- Для чего автор использует портретные зарисовки главных героев?
п/о: Портрет служит в основном для характеристики персонажа, т.к. между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная связь.
-Вспомните, с портретами каких героев вы встречались на страницах романа «Обломов».
- С помощью текста заполните следующую таблицу:
Найдите в тексте романа Обломов Штольц
Возраст Портрет Костюм -Каким образом портреты этих героев работают на раскрытие их внутреннего мира?
Что они показывают? Какие мелкие художественные детали использует автор при описании быта, интерьера героев?
-Используется ли описание интерьера в рассказе о Штольце?
Вспомните, чей это портрет?
«… не была красавицей, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом».
«…была очень бела и полна в лице. Так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие. Лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица, руки белые, но жесткие. С выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию».
- На какие стороны характера указывают эти портреты? (Ольга –грациозна и гармонична не только внешне, но и внутренне; Агафья –ее фигура, одежда показывают, что она не обращает внимания на свою внешность, для нее это не главное)
Функции пейзажа в романе
-Вспомните, что такое пейзаж.
п/о: Пейзаж –изображение в художественной литературе картин живой и неживой природы, является частью изображенного мира литературного произведения.
-Как вы считаете, какую роль играет пейзаж в произведении?
п/о: 1) описание места действия; 2) эмоционально-психологическая ф-ция; 3) создание определенного, нужного автору настроения.
- На всем ли протяжении романа автор использует пейзажные зарисовки? (в «Сне Обломова»- для создания общей тональности, настроения сна – скромная, незатейливая местность, все тихо. Спокойно, сонно, благословенный богом уголок, все явления природы благотворны, все идет обычным, предписанным природой общим порядком;
гл.10, часть2 – описание пейзажа перед встречей Обломова и Ольги (суетность, деятельность в природе показывает настроение перед встречей влюбленных)
Речевая характеристика персонажей
- Какую роль играет речевая характеристика персонажа в произведении? Что такое речевая характеристика героя?
П/о: Это характеристика героя литературного произведения через его реч, в которой появляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности. Социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.
-Проследите за речью Обломова и Штольца. Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. На что она указывает?
Этап первичного закрепления ЗУН.
Ответ вопрос (ответить письменно):
- Какую роль играют портрет, пейзаж, речевая характеристика в романе «Обломов»?
Подведение итогов.
Д/З: рассмотреть мотив еды и его ф-ции в романе; написать письмо любому герою романа от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.