Работа с родителями, как одно из направлений деятельности классного руководителя, в условиях ФГОС

«Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС»
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...»
( Л. А. Кассиль)
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок в системе отношений «учитель – родитель».
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в начальной школе, то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей, соответственно повысится эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы.
Концепция модернизации Российского образования одной из приоритетных задач выделяет: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога,
родителя, образовательного учреждения.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого учителя. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».
Учителя и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога; а реальное изменение отношений родителей к своему ребенку, искренняя заинтересованность в детских неудачах, успехах, маленьких победах, постоянное участие родителей в школьной жизни своего ребенка – все то, что действительно трудно измерить, но можно понять, почувствовать маленькими штрихами в вечном треугольнике «учитель-ученик - родитель».
От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между классным руководителем и родителями младших школьников. Пусть основным требованием к родителям будет, возможно, единственно верное - познай своего ребенка!
Если учитель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться педагогу, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимаете их ребенка.
Совместную работу классного руководителя и родителей необходимо начинать на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, такое сотрудничество – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье. От тех взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Самые лучшие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь люди. Каждый из них гордится своей работой. Каждый в душе считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо лучших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколько иначе. Некоторые родители сознаются, что им страшновато появляться перед учителем, но ведь и учителю часто бывает страшновато предстать перед родителями. Чтобы такого не случилось, классному руководителю необходимо быть требовательным к себе, прежде всего, ведь личность учителя - ведущий фактор любого обучения и воспитания.
Категория родителей


Особенности родителей данной категории
Выстраивание тактики взаимоотношений с группой

1.Полностью понимают и принимают школу, знают, как помочь ребенку в его развитии.


Обладают желанием сотрудничать, готовы принять любые формы организации такого сотрудничества.
С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и школы, в результате – продуктивное сотрудничество.

2.Принимают и понимают школу, но не знаю, как и чем помочь ребенку в его развитии.

Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, поэтому готовы принимать необходимую помощь в воспитании своего ребенка.
Родители сомневаются в адекватности своих знаний по воспитанию детей, но готовы выйти на контакт с учителем.

Группа потребует особого внимания. Необходимы психолого-педагогические консультации: разной формы, разнообразных по содержанию, включающих информацию о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников.

3.Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с классным руководителем.

Не всегда идут на контакт с педагогом, не спешат обсуждать те или иные возникающие проблемы в воспитании ребенка, недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе. Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в устан
·овлении контактов с детьми и чаще всего не хотят это признавать. Им легче самоустраниться от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Сложнее с этой группой - с теми, кто настолько затрудняется в воспитании детей, что теряет к этому всякий интерес. Оказание психолого-педагогической помощи и консультации различных специалистов: психолога, логопеда, социального педагога таким родителям – важный шаг на общем поле взаимодействия.


4.Конфликтные, противоречивые в своих требованиях к собственному ребенку и к школе.

В основном у таких родителей низкая педагогическая культура, вследствие этого - отсутствие должного внимания к воспитанию детей. Иногда такие родители переоценивают свои воспитательных возможности и придерживаются субъективного подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. Среди таких родителей встречаются безответственные в вопросах воспитания детей.

Самая трудная группа родителей. Учителю быть готовым к длительному процессу налаживания контакта, возможно предстоит защита интересов и прав ребенка
Вышеперечисленные виды взаимодействия необходимо разнообразить индивидуальным или групповым формам работы.


Таким образом, эффективность воспитательного процесса в начальной школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ!


















Анкета для родителей №1 «Мой ребенок» (заполняется педагогом совместно с родителями во время индивидуальной беседы):

Цель: дать максимальную информацию о ребенке, продолжив предложение .
Когда он родился, то_____________________________________________
Самым интересным в первые годы жизни в нем было__________________
О здоровье можно сказать следующее________________________________
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы______________________
Его отношение к школе_______________________________________
Трудности в воспитании связаны с _________________________________
Хотелось бы, чтобы педагог обратил внимание на__________________

Анкета для родителей №2
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету.


Проблемы воспитания, которые нас волнуют
_________________




Могу войти в состав родительского комитета и помочь_________________




Анкета для родителей №3 Ф.И.__________________________________________________________
Ваш ребенок исполнителен ли и послушен в семье, охотно выполняет Ваши поручения?
А. Всегда исполняет и послушен. В. Часто не послушен.
Б. Не всегда Г. Постоянно проявляет непослушание.
Насколько бережливо и как относится дома к своим вещам, книгам?
А. Всегда бережлив, сам чинит вещи, в порядок приводит книги. Б. Не всегда.
В. Часто проявляет небережливость. Г. Всегда небережлив.
Аккуратен ли дома Ваш ребенок?
А. Аккуратен всегда и во всем. В. Часто бывает неряшлив.
Б. Не всегда и не во всем. Г. Постоянно неряшлив.
4.Каково поведение ребенка дома?
А. Всегда хорошее.
Б. Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
В. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует, необходимо порой повысить голос.
Г. Постоянно ведет себя плохо, дерзит.
5.Насколько чутко, отзывчиво Ваш ребенок относится к Вам, родителям?
А. Отзывчив, заботлив, добр. В. Часто проявляет грубость, эгоизм.
Б. Не всегда отзывчив, заботлив и добр. Г. Постоянно дерзит и раздражается по любому поводу.
6.Насколько трудолюбив Ваш ребенок?
А. Любит труд, постоянно сам помогает старшим в семье.
Б. Не всегда помогает, делает то, что поручают.
В. Часто уклоняется, трудиться только под контролем.
7.Насколько проявляется скромность в отношении к родным и близким у ребенка?
А. Всегда прост и скромен, порой даже застенчив. Б. Часто проявляет заносчивость, порой и хамство.
В. Не всегда, иногда проявляет заносчивость. Г. Очень заносчив и любит хвастать.
8.Насколько самокритичен Ваш ребенок?
А. Самокритичен. Уважает мнение членов семьи, стремится учесть замечания
Б. Не всегда, не всегда и исправляется после критических замечаний. В. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания. Г. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит. 9.Как относится к учению дома? А. Очень ответственно и добросовестно готовит домашнее задание. Б. Не всегда. В. Проявляет забывчивость к выполнению домашнего задания. Г. Не хочет выполнять домашнее задание. 10.Как Ваш ребенок относится к школе? А. Любит свой класс, рассказывает много дома о нем. Б. Любит свой класс, но часто высказывает недовольство чем- либо. В. Равнодушно. Г. Не любит, открыто выражает свое отрицание.
11.Что Вы ждете от школы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Чем можете помочь в классе детям и классному руководителю?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в анкете!





















Козлова Марина Константиновна – кл.руководитель 3 класса (ноябрь 2015г)