Реализация основных направлений воспитательной системы школы


Выступление на педагогическом совете на тему:
«Реализация основных направлений воспитательной системы школы»
Составила зам.директора по ВР Алимбаева Ф.Р.
В «Законе об образовании» сформулирован принцип воспитательной системы: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…» На основе данного принципа выбраны основные направления воспитательной системы нашей школы:
- Нравственное «Ученик и его нравственность»
- Гражданско-патриотическое и правовое «Ученик - патриот и гражданин»
- Физкультурно-оздоровительное «Ученик, его безопасность и здоровье»
- Трудовое воспитание и профориентация
- Экологическое
- Художественно-эстетическое
Нравственное направление «Ученик и его нравственность»
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; формирование общечеловеческих норм морали.
Задачи воспитания:
Создать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков.
Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
Изучать с обучающимися нравственные традиции их семей и поколений.
Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков.
Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.
Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Реализация направления «Ученик и его нравственность» в нашей школе происходит через следующие формы внеклассной работы:
- тематические классные часы; дискуссии по нравственной тематике; уроки Доброты;
- просмотр театральных представлений и кинофильмов;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, района, республики;
- поисковая работа, создание музеев;
- шефская работа в детских садах;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, ветеранов;
- праздники «День Знаний», «День пожилых людей», «День учителя», «День матери», «8 Марта», «День Победы», «Последний звонок», «День защиты детей» и др.- классные часы, посвящённые Памяти жертв терроризма;
- акции «Милосердие», «Ветеран живёт рядом»;
- помощь инвалидам, больным людям, ветеранам войны и труда.
В преддверии Международного дня инвалидов 3декабря необходимо организовать мероприятия для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в нашем образовательном учреждении и провести благотворительную акцию, с целью поддержки детей данной категории, а также обследовать их жилищно-бытовые условия и по мере необходимости организовать тимуровскую помощь совершеннолетним гражданам категории инвалидов.
Гражданско-патриотическое направление
«Ученик - патриот и гражданин»
Главные цели:
1. Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства.
2. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.
3. Признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Формы реализации:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение музеев боевой и трудовой славы;
встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы, с воинами-интернационалистами;
конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
праздник получения паспорта;
День Конституции, День Республики, День народного единства;
конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме;
чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших войну;
конкурс патриотической песни;
военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок»;
конкурс «А, ну-ка, парни!», турнир рыцарей;
мероприятия, посвящённые 70летней годовщине Великой Победы.
Физкультурно-оздоровительное направление и безопасность «Ученик, его безопасность и здоровье»
Главная цель:
Формирование у обучающихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
2. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
3. Формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
4. Создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
5. Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Формы реализации:
беседы, игры, дискуссии по темам, связанным с физкультурой и спортом;
спортивные конкурсы и соревнования;
День туризма, День здоровья;
туристический слёт;
подвижные игры;
весенний и летний оздоровительные лагеря;
конкурсы спортивного ориентирования;
акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;
конкурс рисунков «Мы любим спорт»;
классные часы «Нет вредным привычкам!»;
классные часы по изучению ПДД, правил ППБ, электробезопасности;
месячник безопасности:
Трудовое направление «Трудовое воспитание и профориентация»
Основная цель:
Формирование добросовестного отношения к труду, творческого подхода к работе, воспитание человека старательного, предприимчивого, самостоятельного.
Задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Трудовое воспитание реализуется через благоустройство и озеленение школы, школьного двора; работу на пришкольном участке; профориентационную работу с учащимися; организацию выставок технического и прикладного творчества; субботники; дежурства в классе, ярмарки изделий, выполненных своими руками, а также трудовые лагеря и работа детей через центр занятости.
Экологическое направление «Экология сознания»
Цель: формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе и включение школьников в природоохранную деятельность.
Задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов обучающихся с окружающей природной средой;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;- усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Мероприятия для реализации данного направления:
В результате научно-технического прогресса и деятельности человека в природе на нашей планете ЗЕМЛЯ происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…
Для восстановления природы и приобретения жизненных навыков в соответствии с законами биосферы человеку необходимы новые знания. Поэтому важно донести до людей, что они должны быть патриотами – любить и защищать природу родного края, России, что экологическое завтра России находится в руках каждого из нас. Общеобразовательные учреждения могут предоставлять экологическую информацию, просвещать, пропагандировать важность решения экологических проблем для настоящих и будущих поколений. Поэтому одно из центральных мест в воспитательной системе МОБУ СОШ с.Новофёдоровское занимает формирование у обучающихся экологической культуры. Была разработана тематика экскурсий и походов по экологическому воспитанию на 2014г. В июне организовали работу центров дневного пребывания детей «Родничок» (в филиале с.Айгулево) экологической направленности. В течение года функционировали детские объединения «Экос» от РДДТ «Радуга» (руководитель учитель биологии Филиппова Е.В.) и «Юные турслята» от МОБУ ДОД СЮТ (руководитель специалист СП Ашкадарский сельский совет Гудкова С.Р.).
Природоохранные акции и проекты
Цели и задачи: подготовка экологически грамотной личности; организация наблюдений, исследований и проектной деятельности обучающихся по проблеме защиты окружающей среды.
Ежегодно обучающиеся ОУ принимают активное участие в экологических месячниках, в рамках которых проводятся субботники по благоустройству школьного двора и сада, работа на пришкольном участке, операции «Скворечник», «Кормушка», «Красивая клумба», «Родник» (организаторы операций учителя начальных классов Зеброва Н.А., Миронова Л.К., Труханова Н.Ю., Яковлева Н.С.) . Стало традицией проведение экологической акции «Марш парков»: экологические субботники по очистке парков населенных пунктов Новофёдоровское, Айгулево, Помряскино, уход за Аллеей Памяти в парках, посадка деревьев «Аллея выпускников». Особо можно отметить работу наших обучающихся в реализации республиканского экологического проекта «День экологии сознания» в рамках Общероссийского движения «Сделаем Вместе». Это не только теоретическое мероприятие, а еще и практическое – ребята очистили от мусора определенные территории своей школы, благоустраивали школьные площадки. Работали с удовольствием: сгребали мусор, красили забор, сажали молодые деревца.
Воспитанники Филипповой Е.В. успешно выступают на научно – практических конференциях, на экологических слётах. Обучающиеся выполняют проекты, которые направлены на формирование эколого-нравственной культуры, занимают призовые места и удостоены дипломов.
На классных часах изучали природоохранные объекты Башкортостана, беседовали по теме «Сохранить природу - сохранить жизнь», «Покормите птиц зимой», «Мы - друзья птиц», организовали просмотр видеороликов «Глобальные экологические проблемы», «Эхо Чернобыля» и другие. Были организованы единый библиотечный час по экологии и охране природы, выставка книг о природе родного края, экскурсии с целью изучения природы местности. С обучающимися ходили в однодневные походы к реке Ашкадар, на пруд деревни Веденовка, для 6-8 классов организовали велопоход в Мелеузовский район (руководитель Ишимбаев К.Г.), 9-ти и 10-тиклассники ездили на районный турслёт (руководители Алексеева Л.Г., Егорова О.Е.) Обучающиеся и базовой школы (организатор Аминева А.Н.), и филиала (организаторы Филиппова Е.В., Шадрина М.Н.) ездили в г. Уфу, где посетили городской парк, ботанический сад, ипподром «Акбузат», зоопарк, смотрели выступление животных в цирке. Обучающиеся 7 класса выполнили электронную презентацию «Экскурсии и походы».
Ребята под руководством Ишимбаева К.Г. выполнили социальный проект «Очистка родника села Веденовка», очистили источник и его территорию от мусора и сорняков. Обучающаяся 7класса Сошникова Майя под руководством учителя географии Алексеевой Л.Г. подготовила исследовательскую работу о роднике села Веденовка и занимала призовые места в НПК.
Конкурсы и внеклассные мероприятия
эколого-биологической направленности
Цели и задачи: усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; воспитание бережного и внимательного отношения к природе, эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; привлечение обучающихся пропагандисткой деятельности по охране окружающей среды.
Обучающиеся участвовали в интернет - конкурсе «Птицы Башкирии» (руководители Ишемгулова Х.А. и Труханова Н.Ю.), в республиканском конкурсе «Я мир познаю и себя в этом мире» (руководитель Филиппова Е.В.), в районном слёте-конкурсе школьных лесничеств и юных экологов (руководитель Филиппова Е.В.), в районном и республиканском краеведческом конкурсах «Дорогами Отечества» (руководитель Алимбаева Ф.Р.). В республиканской НПК в секции «Краеведение» Сошникова Майя получила Диплом 2степени (руководитель Алимбаева Ф.Р.) С целью воспитания экологической культуры и ответственности за состояние окружающей среды в школе в течение года проводились внеклассные мероприятия «Природа не прощает ошибок» в 1-4классах, «Мы – защитники природы» в 5-6 классах, «У нас нет запасной планеты» в 7-9 классах, праздники «День птиц», «Золотая осень» в 1-5классах, осенний бал в 6-11 классах, интеллектуальная игра на тему «Деревья родного края» для обучающихся 6-8 классов, конкурсная программа по английскому языку для 5-9классов «Земля - наш дом родной». Участия в мероприятиях способствуют накоплению школьниками экологических знаний, расширяют представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, содействуют нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
Художественно-эстетическое направление «Мир и красота»
Цель: развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества, развитие умения найти свое место в творчестве, массовое участию детей в культурном досуге.
Задачи:
Создание условий для проявления у учащихся инициативы, самостоятельности, ответственности. Открытости, искренности и реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы, педагогов, учащихся;
концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
сольные концерты учащихся, выставки рисунков, изделий, изготовленных собственными руками;
конкурсы состязания талантов;
театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;
чествования именинников;
концерты, праздники;
посещение театров, парков.
Проект решения:
Совершенствовать систему воспитательной работы:
изучать классные коллективы (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений).
Отв.: руководители МО в течение года.
Провести коллективный анализ состояния ВР (глазами учащихся, родителей) Отв.: зам. директора по ВР, май 2015 года.
3. Создать Школьный Парламент и помочь ему в планировании и организации творческих дел.
Отв.: зам. директора по ВР до 31декабря 2015 года.