Организация сетевого взаимодействия учащихся в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности


«Организация сетевого взаимодействия учащихся в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности» (из опыта работы).
К.В. Андрианова
Аннотация. В данной статье представлен опыт организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка во внеурочное время.
Ключевые слова. Проектная деятельность, сетевое взаимодействие, внеурочная деятельность, обучение иностранным языкам, английский язык.
В условиях реализации ФГОС в школе одним из наиболее эффективных методов обучения иностранным языкам является метод проектов.
Применение современных образовательных сетевых проектов способствует формированию познавательной деятельности учащихся и развитию не только их личностных качеств, но и творческой активности, делает процесс обучения более разнообразным, повышается мотивация к изучению иностранного языка, создается реальная языковая среда для общения.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информационными ресурсами сети Интернет. Здесь формируется не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу, и работу всей группы.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Для начала необходимо выбрать форму представления сетевого проекта. Самый распространенный вариант - сайт. Участники проекта, получив доступ к сайту, могут оставлять комментарии, загружать документы, редактировать страницу. Огромный потенциал у сервиса Google, который позволяет разработать полноценный сайт сетевого проекта. Можно также использовать блог, вики-страницу, портал и т.д.
Ниже представлен опыт участия учеников школы №9 им. П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области в международном внеурочном сетевом проекте «Волшебный мир зарубежной литературы», организованном интернет - сообществом учителей английского языка Александровского района г. Владимира «We Love English» [8].
Данный ресурс, созданный коллективом учителей английского языка г. Владимира является современным средством самообразования педагога, повышения его квалификации в области групповой деятельности, работе с талантливыми и одаренными детьми.
Сайт занесен во Всероссийский каталог «Сайты образовательных учреждений и педагогов Российской Федерации» [9] и зарегистрирован в Международном проекте «Банк Интернет-портфолио учителей» [10]. Сайт зарегистрирован в Интерактивном научно-методическом журнале «Сообщество учителей английского языка» [11].
Проект «Волшебный мир зарубежной литературы» предназначен для учащихся 6-8 классов, изучающих английский язык, в рамках работы над темами «Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка», «Вклад России и стран изучаемого языка в развитие мировой культуры», «Мир вокруг нас».
Проект направлен на расширение и углубление знаний учащихся по данным темам, а так же на развитие творческих талантов учащихся.
В результате работы над проектом школьники смогли ответить на основополагающий вопрос «В чем магия зарубежной литературы?»
Данный проект был предназначен для развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, нацеливал их на самостоятельную исследовательскую деятельность, формировал навыки проведения сравнительно-сопоставительного анализа иноязычных культур, развивал у учащихся интерес и мотивацию к изучению английского языка.
Проект проходил в несколько этапов. Хотя страница проекта находится на сайте Вики-Владимир [6], в ходе работы учащиеся, да и учителя познакомились и научились пользоваться различными сетевыми ресурсами.
На подготовительном этапе каждая команда познакомилась с планом работы в проекте, распределила роли внутри команды, создала «Визитную карточку команды» [14] в Google документе, которая являлась одновременно дневником продвижения команды. Особенности работы в Google документах дало возможность каждому в удобное время и место редактировать свою работу.
Результаты каждого этапа заносились в дневник команды и в Таблицу продвижения команд [12].
На этапе первом «Вечная классика» каждая команда должна была создать свой плейкаст на тему «Классика» [13].
На втором этапе «Вот они какие, эти книги» было предложено собрать пазл, созданный Конструктором пазлов на сервисе Photograph Puzzle Maker и угадать зашифрованное произведение [15].
На третьем этапе «Ох, уж эти сказки!» необходимо было прочитать английский народные сказки, собранные Джозефом Джейкобсом, выбрать одну и составит викторину по этой сказке, используя форму Google [16]. Секретами успеха команды делились в виде синквейна [17].
Этап четвертый «Спасибо вам за перевод!» предполагал создание буклета о творчестве знаменитых русских переводчиков английской и американской литературы. Команды создавали буклет в программе Microsoft Оffice Publisher об одном из переводчиков [18].
На этом же этапе участники познакомились с сервисом WikiWall [19], где приняли участие в создании коллективной стенгазеты «Переводчик – соперник автора или друг?» [20].
На пятом этапе «Ты – то, что ты читаешь» предстояло создать Google-презентацию «Наши любимые книжки» и рассказать в ней о произведениях англоязычных авторов, которые любят читать учащиеся и их родители [21].
На заключительном этапе каждая команда приняла участие в конференции, написав эссе на тему «What is the magic of foreign literature?», пользуясь социальной сетью Google+ [22].
Практически на каждом этапе происходила самооценка и взаимооценка командами друг-друга и рефлексия.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что участвовать в подобном проекте было интересно как детям, так и учителям, и подобные новые формы организации занятий во внеурочной деятельности позволяют эффективно формировать универсальные учебные действия учащихся, развивать познавательную и творческую активность. Участвуя в сетевых проектах, учащиеся углубляют знания по предмету, проявляют свои способности; реализуют творческие возможности; приобретают опыт работы с сетевыми и телекоммуникационными средствами.
Участие в сетевых учебных проектах во внеурочной деятельности является эффективной формой учебной деятельности, способствующей повышению мотивации к изучению предмета «Иностранный язык» и выполнению требований ФГОС.
Литература:
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова. –// Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова.–// Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева.– // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат.– // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
http://standart.edu.ru/ – Федеральный государственный образовательный стандарт
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Сетевой_проект_Волшебный_мир_зарубежной_литературыhttp://school.omgpu.ru/http://alexteachers.ucoz.ru/http://www.методкабинет.рф/index.php/catalog.html http://www.bankportfolio.ru/dir/sajt_dlja_uchitelja/we_love_english/27-1-0-1359 http://www.tea4er.ru/2012-09-03-15-31-53https://docs.google.com/spreadsheets/d/1t_DABalHO5MuSJiJVwWvvdDvMr4HMul52TETNroEYGo/edithttp://www.playcast.ru/view/7330622/ac8432f677b61b704a3a695699ae506dfd415f72pl https://docs.google.com/document/d/1TnrdtgXQUGeWHacOKxg-Dtvq_V2EgtdWabNz-pVN-Jw/edit http://five.flash-gear.com/npuz/puz.php?c=v&id=4466255&k=16976023https://docs.google.com/forms/d/1jlAmMagaMSniAG4A6aHKN7RHYajl7ZSTmTRL-qGyBIc/viewformhttp://magicworldforeign.blogspot.ru/p/3.htmlhttps://docs.google.com/document/d/1xE2Qpn2hKz_S2xtkqtqluIrAm962qyuNkbJaxROfRqg/edit http://wiki.kamipkpk.ru/index.php/Работа_с_сервисом_WikiWallhttp://wikiwall.ru/wall/eae822c0bdb11e344af521c61e30a580/cf97a20f842442c1323401988e9fea40#https://docs.google.com/presentation/d/1xfDsWcxvLBEDfaGzXrJjCfKdda5HlQPINyYyXihtBPc/edithttps://plus.google.com/u/0/events/cjv9qfb68k546h8m3rnsce52e98?authkey=CMDlibmIqMGdHQ