Проектная деятельность: вариативный подход в работе с одарёнными детьми в системе общего и дополнительного образования


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Искитимского района
Новосибирской области
«Проектная деятельность: вариативный подход
в работе с одарёнными детьми в системе общего и дополнительного образования»
Автор: Фролова Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационной категории.
2014 год
Тема: «Проектная деятельность: вариативный подход
в работе с одарёнными детьми в системе общего и дополнительного образования»
1.Введение.
В условиях модернизации российского образования, а именно введение Минобрнауки РФ ФГОС от 6 октября 2009 года, который включает в себя требования:
к результатам;
к структуре;
к условиям.
Перед педагогами остро встали проблемы поиска новых эффективных форм, методов, технологий, которые позволят преодолеть кризис духовности, поразивший многие слои общества, сохранить гуманистические ценности России, воспитать детей всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.
Основной воспитательной задачей педагога всегда было формирование сплоченного, работоспособного коллектива, в котором любой ребенок ощущает себя личностью и может реализовать свой творческий потенциал. В объединении должен быть высокий уровень общественной активности каждого учащегося. Именно педагог умело направляет деятельность своих учеников, а ребята организуют работу и контролируют выполнение намеченного. Данные противоречия разрешимы через работу театрального объединения и организацию его деятельности. Театрализация – это особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации. Театральное объединение – дело веселое, прежде всего, именно здесь есть место самодеятельному творчеству и эксперименту, проявлению детской инициативы. Как показывает практика, в атмосфере школьного театра рождаются свои поэты, сценаристы, художники. Главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.
В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от педагога использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий.
На сегодняшний день система развития дополнительного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие интегративных качеств личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работы педагога становится использование современных образовательных технологий, таких, как метод проектов.
1.1 Актуальность.
Новизна метода проектов заключается в расширении возможностей обучающихся для творческой самореализации через их включение как в театрально-концертную, так и в проектную деятельность — одного из эффективных способов социализации личности обучающегося. В процессе проектной деятельности, ставятся акценты не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их развитие, формирование познавательных и созидательных способностей; позволяет сформировать у детей целостную систему универсальных учебных действий, помочь им приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. тех ключевых компетенций, которые и определяют современное качество содержания образования.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом он находится в активной позиции. Метод проектов направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Внешний его результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным для ребёнка и соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В школьных учреждениях педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, проектный метод обучения является для работников образования инновационным.
2.Основная часть
2.1.Исторический аспект.
Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", оно означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.
Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж.Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В.Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий - проектов. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.
Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.
Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством деланья» - вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В.Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В.Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов:
- учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
- целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;
- обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.
В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял:
- возбуждение самостоятельности ученика;
-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;
- исследование учеником явления;
-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
Один из исследователей эвристического метода Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С.Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.
Научно - психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л.С.Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. М.В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Методологической основой стали научно-обоснованные психолого-педагогические теории по разработке «метода проектов» (Д. Дьюи, В. Кильпатрик), а также научные исследования и практические материалы отечественных ученых (С.Т.Шацкий, Н.К. Крупская, М. Крупенина, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский, Л.С. Киселева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат), труды психологов в области субъектно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков), методические рекомендации и практические материалы в области театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Т.И. Петрова, Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева, Э.Г.Чурилова).
С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность младших школьников в образовательном пространстве. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В.А. Болотов, В.В. Краевский, А.В. Хуторской).
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог - дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования школьники участвуют в исследовании и экспериментировании (О.В. Дыбина, О.В.Киреева, О.Афанасьева), в театрализованной и изобразительной деятельности (О.В.Акулова, Н.Н.Вершинина, Д.И.Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.
В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись: совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.
В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С. Полат).
Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М.Ю.Бухаркиной, В.Гузеева, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат, И.Д.Чечель и др.
2.2. Метод проектов - теоретическое обоснование.
Не случайно мы обратили внимание на ставший в последнее время популярным и востребованным проектный метод. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Метод проектов и театрализованная деятельность младших школьников имеют много общего. Используя деятельностный подход, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия многих человеческих способностей и в первую очередь познавание себя и окружающего мира, развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Метод проектов также имеет в своей основе именно деятельностный подход к обучению детей, где педагог не просто передает знания детям в объяснительно-иллюстративной форме, а создает такие условия, при которых дети самостоятельно ищут способ решения проблемы. Педагогические возможности "метода проектов" мы рассматриваем как ориентиры развития личности ребенка как субъекта деятельности, благодаря чему происходят значительные изменения в его личностном развитии.
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ему тем самым успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.
На основе проектной деятельности образовательный процесс в театральном объединении строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь, и те требования, которые заложены в законе Российской Федерации "Об образовании", в национальной доктрине образования Российской Федерации, в концепции модернизации российского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:
образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержень которой – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.
Технология проектирования делает обучающихся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в младшем школьном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Можно составить примерный план работы педагога по подготовке проекта:
1.Постановка цели проекта на основе мониторинга развития умений и навыков по образовательным областям или на основе мониторинга уровня развития интегративных качеств личности воспитанников. Необходимо также учитывать интересы и потребности детей.
2.Разработка плана достижения цели.
3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, если это необходимо. Обсуждение проекта с родителями и привлечение их к реализации проекта.
4.Сбор, накопление материала.
5.Проведение занятий, игр, наблюдений, экскурсий и других видов детской деятельности, то есть мероприятий основной части проекта.
6. Самостоятельная творческая работа детей (или детей совместно с родителями) - изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.
7.Итоговое мероприятие проекта – его продукт. Это может быть праздник, открытое занятие, выставка, викторина, спектакль и т. д..
8.Анализ результатов проектной деятельности, составление плана дальнейшей работы.
9.Презентация проекта.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.по составу участников;
2.по целевой установке;
3.по тематике;
4.по срокам реализации.
В практике современных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:
1.Исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3. Информационно – практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
4.Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные (например, на весь учебный год).
2.3.Практическое использование метода проектов.
Для полноценных занятий и реализации проектов театральному объединению необходимы: зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный современным световым и музыкальным оборудованием; гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям; декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии, ноутбук, принтер, проектор, экран.
Работа над проектами была начата нами в 2011 г.- проект «Волшебные превращения прищепки», который получил диплом победителя и проект «Рейтинг детских журналов» - диплом победителя.
2012 г. Проект «Волшебство круга»;
Проект «Почему Петрушка» - диплом 1 степени.
2013 г. проект «Театр – малышам»- диплом лауреата
Проект «Осибори по-русски».
В качестве примера приведём паспорт проекта, реализованного в рамках нашего учреждения (на базе МКОУ «СОШ п.Чернореченский») в сентябре-октябре 2013 года.
Паспорт проекта.
Тема: Театральная деятельность
Название: «Театр - малышам»
Вид проекта: Творческий, краткосрочный
Проблема: Недостаточное внимание родителей и педагогов к театральной деятельности. А ведь именно театральная деятельность позволяет развить фантазию, память, воображение и речь детей, учит сопереживать происходящему, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и помогает снять накопившееся напряжение. Кроме того, развивается пластика, улучшается дикция и артикуляция, формируется эстетический вкус.
Цель: Раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи:
Пробудить интерес детей и родителей к театру.
Познакомить детей и родителей с разными видами театра.
Познакомить родителей с детскими театрами нашего города
Познакомить детей с «театральными терминами».
Способствовать развитию воображения детей.
Развитие речи детей.
Формирование знаний об эмоциях и умения их выражать.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства: мимика, сценическое движение, правильная речь.
Мероприятия:
Анкетирование родителей «Театр и мы».
Создание презентации для родителей «Детские театры нашего города».
Изготовление папок-передвижек, презентаций «Виды кукольных театров».
Использование в работе различных видов театра (кукольный, пальчиковый, театр-конструктор, театр с «окошечками» и т.д.).
Реализованный проект способствовал развитию фантазии, воображения и речи детей, а также таких интегративных качеств личности как эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ещё один результат – создание материалов для родителей по теме «Театральная деятельность» - это папки-передвижки «Домашний театр» и «Виды кукольных театров», а также презентация «Детские театры нашего города». Создание этих материалов позволило повысить компетентность родителей в данном вопросе. После реализации проекта количество детей, посещающих театр, увеличилось. Через некоторое время в объединении была проведена выставка совместного творчества родителей с детьми «Мой любимый спектакль», в которой приняло участие достаточно большое количество семей.
Также, за время проекта, была создана книжка-малышка «Театр - малышам» и альбом с иллюстрациями к любимым сказкам и спектаклям. Многие дети активно принимали участие в их создании. Были организованы поездки в театры г.Новосибирска.
Форма презентации: электронная презентация и папка с материалами.
В 2012-2013 учебном году, по сравнению с прошлым годом, дети проявили больше самостоятельности при планировании, выборе методов диагностики, в подборе материалов для проекта, попытались сделать выводы. В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении. Планируется создание в группе материалов для различных видов театральной деятельности (теневой театр, театр на ложках и другие).
Одним из долговременных проектов театрального объединения является постановка спектакля. В этом 2012-2013 учебном году мы с воспитанниками театрального объединении «Петрушка и К» участвовали в эксперименте, результатом которого является спектакль «Маша и Медведь»
В эксперименте принимали участие 34 ребёнка (экспериментальная и контрольная группа) младшего школьного возраста, 3 педагога, 34 родителя.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика художественно-творческих способностей детей, в результате чего, на основе выделенных критериев и показателей, был определен их уровень.
В связи с поставленной целью этого этапа исследования были созданы совместные детско-взрослые проекты, результатом которых стал детский спектакль «Маша и Медведь». По ходу замысла проектов и их реализации создавались условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативы, творчества, проводились игры, способствующие развитию способностей к решению нестандартных задач и игровые тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков (социо - игровая педагогика В.М. Букатова, театральная педагогика П.М. Ершова).
Началась работа на формирующем этапе эксперимента с проекта «Маша и Медведь». Интерес у детей к новым занятиям возник сразу. Дети стали задавать вопросы: «Какие спектакли мы будем играть?», «Кого будем приглашать?», «Где будет проходить спектакль?». Как известно, проект всегда подразумевает наличие проблемы и опирается на интерес детей. Совместная деятельность педагога и детей, связанная с постановкой спектакля, началась с выбора произведения, а проблема обнаруживалась уже в процессе деятельности, тогда и возникал план реализации проекта. Дети сами выбрали произведение «Маша и Медведь» для драматизации (по мотивам мультипликационных фильмов, которые получили высокую рейтинговую оценку). Проблема возникла в процессе его обсуждения, когда дети стали выделять персонажей, которых будут играть. Оказалось, что в спектакле мало ролей: Маша, Медведь, Мышонок, бабушка и дедушка. А все дети хотели кого-то играть. Стали считать друг друга и решили что нужно 24 роли. Проблема была в том, что в произведении много неодушевленных предметов, но они были как живые, а как их «оживить» для спектакля дети затруднялись ответить. Проект начался с выделения проблемы - найти всем роли и придумать как «оживлять» предметы. Проект реализовывался по нескольким этапам (выделение и озвучивание проблемы; определение цели проекта и прогнозирование результата; постановка задач и планирование; основной творческий - реализация проекта), и его результатом стал детский спектакль «Маша и Медведь», который проходил с участием родителей.
В ходе проекта было отмечено, что чем больше дети чувствовали свою ответственность за общее дело, тем дружнее они становились, меньше возникало конфликтных ситуаций, связанных с распределением ролей. Были и творческие находки, которые исходили от детей. Например, мальчик, который играл роль Медведя, решил, что он свои слова будет петь. Также дети сами, придумывая декорации для избушки Медведя, предложили, чтобы «солнышко просыпалось» к словам в песне - нужно его прикрепить на палку. С большим удовольствием они придумывали костюмы, на этом этапе, конечно, подключились родители, которых тоже захватил процесс подготовки к спектаклю. Интересно было обсуждать с детьми результаты, после просмотра видеосъемки и фотографий. Всем понравился спектакль, особенно тем, что в нем принимали участие и родители. Все атрибуты для этого были принесены, но это был сюрприз, про который зрители узнали только во время показа. После спектакля, дети еще долго проигрывали сценки, меняясь ролями во время игры.
В ходе реализации всех проектов ставились определенные задачи обучения и воспитания, но при этом учитывались интересы детей, чтобы не противоречить основным принципам проектного метода.
Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и детьми приобреталась способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – формировали у ребенка уверенность в своих силах, побуждали к поиску новых знаний и приобретению новых умений. В проектной деятельности ребенок постоянно сталкивался с необходимостью проявлять себя, особенно когда необходимо заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми), открыто и четко рассказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно менялся. В процессе проектирования ребенок мог выступать как заказчик (это экскурсия в театр, изготовление программки педагогом по просьбе детей) или исполнитель (когда нет интереса в какой-то деятельности, а при этом общее дело делать надо), но в основном непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт. Все созданные проекты по своему виду относятся к творческим комплексным проектам, так как позволили интегрировать разные виды деятельности.
На данном этапе работы, неожиданно возник взрослый родительский проект - создание объединения родителей. Это была инициатива самих родителей.
Основной целью разрабатываемой технологии использования метода проектов в руководстве театрализованной деятельностью школьников были целенаправленные изменения в образовательном процессе, развитие субъектности детей, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей лучшего понимания себя и других, создания возможностей для самовыражения, формирование уверенности у ребенка в том, что он может быть активным участником общего дела.
Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику развития художественно-творческих способностей у детей. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, больше детей с высоким уровнем развития, а также значительно выше показатели по отдельно взятым критериям.
Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве театрализованной деятельности позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.
3. Заключение.
Использование метода проектной деятельности в работе с младшими школьниками позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода. Это, прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие в процессе реализации проекта у ребенка вопросы.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 7-11 лет. Среди них можно выделить:
возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
широкий спектр видов детской деятельности;
важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);
развитие таких качеств, как социализированность и активность для детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре со взрослым или определенным партнером, в группе и пр.);
возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Именно грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности определяет возможность развития психических процессов, формирования навыков, накопление практического опыта и расширение кругозора детей. Чаще всего проект объединяет различные образовательные области и направления деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Возрастные особенности младших школьников вносят определенные ограничения в использование метода проектов в воспитательно-образовательной работе из-за недостатка социального опыта детей, неумении самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, невозможности самостоятельно поставить общественно-значимую цель. В связи с этим равноправными партнерами проекта становятся педагоги - дети – родители (вступают в субъект - субъектные отношения)
Метод проектов можно использовать в работе с младшими школьниками, как продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей, родителей, других специалистов. Это сотрудничество - первое и важнейшее условие успешной реализации проекта. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметную среду, разработать подробный план действия всех участников проекта. Результаты работы должны быть ярко и зрелищно представлены перед зрителями. В спектакле - игре необходимо продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию младших школьников, готовят к обучению детей на следующей ступени.
4. Список литературы:
1.Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: АРКТИ, 2010. – 144 с.
2.Баряева Л.Б., Вечканова И.Г.. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / СПб.: КАРО, 2009.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4.Виноградова И. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
5.Виноградова Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
6.Киселева Л. С., Данилина Т. А.,. Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
7.Ладыженская Т.А. Речевые секреты /. М.: Просвещение, 1992.
8.Ладыженская Т.А. Речевые уроки / М.: Просвещение, 1995.
9.Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.
10.Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
11.Сорокина Н. С. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007. – 288 с.
12.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.
13.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
14.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
15.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
16.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2008.