Методическая разработка классного часа История родного села, города, страны через историю православных храмов и приходов

Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Минусинский сельскохозяйственный колледж








Методическая разработка
Внеклассного мероприятия

Тема: История родного села, города, страны через историю православных храмов и приходов.






















Преподаватель Замараев ВД




Минусинск ,2016
Аннотация

К методической разработке «История родного села, города, страны через
историю православных храмов и приходов».

В разработке предлагается методика проведения открытого классного часа на тему «История родного села, города, страны через историю православных храмов и приходов». Выполнено обоснование темы, рассмотрена методическая подготовка мероприятия, разработан план проведения мероприятия, составлен сценарий, подобраны необходимые наглядные материалы. Цель мероприятия - патриотическое воспитание студентов, формирование у них уважения и любви к родине, к своему народу, к его обычаям и традициям.




































Содержание

1.0боснование выбора темы............................................................................4
2.Методическая подготовка мероприятия.................................................... .5
З.План проведения мероприятия.....................................................................6
4.Сценарий.........................................................................................................7
Литература........................................................................................................12










































1.Обоснование выбора темы.

В последние годы стало очень мало внимания уделяться патриотическому воспитанию молодежи. Мы смотрим иностранные кинофильмы, носим иностранную одежду, ездим на иномарках и едим пищу, произведенную за границей. В нашем лексиконе появляется все больше иностранных слов. Начинают теряться такие понятия, как любовь к родине, долг перед ней, любовь и уважение к собственному народу. Нарушается связь поколений, забываются обычаи и традиции собственного народа. Не потому ли такой поток эмигрантов, без колебания променявших родину на более сытую и спокойную жизнь? Проблема имеет и другую сторону - общество лишенное идеологического стержня не способно нормально жить и развиваться. Смятение в душах, расцвет всевозможных пороков, рост числа самоубийств, распады семей, демографический кризис, позорное первое место в мире по числу абортов в год на душу населения - список можно продолжить! Необходимо возвращаться к своим историческим корням, заново учиться любить свою родину! А для того, что бы любить родину, нужно, как минимум, знать ее историю, ее традиции, историю собственного села, своих предков. Поэтому темой классного часа и предусматривается знакомство студентов с историей их родных сел, деревень, городов. Что представляла собой в 19 веке их маленькая родина? Как жили их предки, к чему стремились и во что верили?
Как правило, центром любого населенного пункта в то время был православный храм. Его строили наши предки, часто на последние копейки. Какая судьба постигла его в 20 веке? Эти и другие вопросы планируется услышать в выступлениях студентов.




















2.Методическая подготовка мероприятия.

Мероприятие планировалось провести в форме устных выступлений студентов. Для этого им выдавался базовый объем материала. Студенты должны были самостоятельно составить сообщение, используя местный материал (статьи районных газет и т. п.) а также провести определенную поисковую работу - побеседовать со своими родителями, дедушками и бабушками, старожилами села. Студенты искали старые фотографии своих сел, храмов, которые в них были, фотографии их современного состояния.
Для наглядного оформления мероприятия были использованы следующие материалы:
1. Фотография Минусинского Спасского собора в его современном состоянии.
2.Фотография Минусинского Спасского собора в конце 19 века.
З.Фотография Минусинской Вознесенской церкви, 1914 год.
4.Фотография Минусинской Вознесенской церкви в ее современном состоянии.
5.Фотография Минусинской Троицкой церкви, 1900 год.
6.Фотография Минусинского Сретенского храма в его современном состоянии.
7.Карта Краснотуранского района (современное состояние).
8.Карта Идринского района (современное состояние).
Для усиления эмоционального воздействия на аудиторию было использовано
стихотворение поэта Иосифа Бродского, посвященное одному из христианских праздников - «Сретению Господа нашего Иисуса Христа».


















3.План проведения мероприятия.

1.Вступительное слово классного руководителя.
2.Вступительное слово ведущего (Фомин С.С.)
3.Выступления студентов:
3.1.История села Краснотуранское (Ермаков А.Н)
3.2.История села Шошино и села Кочергино (Гельрод СЮ.)
3.3.История Лугавского прихода (Петров Е.А.)
3.4.История Новомарьясовского прихода и села Копьево (Жигалов Е.А.)
3.5.История Кньшинскога прихода (Фомин С.С.)
3.6.История Минусинского Свято-Троицкого храма (Гурьев В.А.)
3.7.История Градо-Минусинского Вознесенского прихода (Симакова Л.А)
3.8.История Минусинского Сретенского храма (Хорошевский А.Н.)
4.Заключительное слово классного руководителя.
5.Стихотворение Иосифа Бродского, посвященное христианскому празднику
«Сретение Господа нашего Иисуса Христа» читает Шульгин С. А.





























4. Сценарий

Мы с вами живем в сложное время. Но и в этом времени есть много хорошего и интересного. Мы стали свидетелями смены одного общественно-политического строя другим. Вот только разработчики перестройки посчитали, что все процессы в новом обществе могут быть урегулированы одними и теми же механизмами - механизмами рыночной экономики. Во главу угла поставлено материальное благосостояние. Предполагается, что если человек будет богатым, то он автоматически будет счастливым. Но можно ли ставить знак равенства между богатым и счастливым человеком? Давайте обратимся к опыту зарубежных стран. Такие страны как Дания, Финляндия, Швеция имеют один из самых высоких уровней жизни в Европе, и в тоже время в них самый высокий уровень самоубийств! Выходит права наша пословица - не хлебом единым сыт человек! Выходит кроме материальных ценностей, есть ещё не менее, а может и более важные ценности-духовные. Все вы скоро станете родителями, у всех вас будут дети. Но можно сказать со 100 % уверенностью, что Вам не удастся воспитать хорошего человека и хорошего гражданина, если вы сами не будете с уважением относиться к собственным родителям, если не будете любить своих детей. А если посмотреть на проблему шире? Уважение к родителям, уважение к старшим, уважение и любовь к своей стране, к своему народу, уважение к истории своей страны? Вот условия необходимые для воспитания настоящего человека, который не бросит свою страну, свой народ при первой возможности, как только его поманят из-за океана зелёным долларом. А чтобы уважать историю, её как минимум, надо знать. Поэтому на сегодняшнем классном часе мы и хотели, хоть немного, хоть чуть-чуть прикоснуться к истории своей родины, не какой-то глобальной и обобщённой, а к истории своей малой родины, своего села, деревни, города. Но вряд ли кто будет возражать, что до революции история России была неразрывно с историей православия. Что делали переселенцы из Российских губерний, приступая к освоению бескрайних сибирских просторов? Первым делом рубили дом, а вторым ставили православный храм. Строили всем миром, часто на последние копейки, вкладывая в них всю свою душу. Именно православная вера в трудные периоды нашей истории являлась тем цементом, тем стержнем, который объединял народ, помогал ему выстоять. Вспомним хотя бы борьбу с татаро-монгольским игом. Куда отправился Дмитрий Донской перед Куликовской битвой? Он поехал в Троицко-Сергиеву лавру к святому Сергию Радонежскому за духовной поддержкой.
Поэтому, вспоминая историю своих сёл и деревень, мы будем одновременно вспоминать и историю православных храмов в них расположенных, и православных приходов, в состав которых эти сёла входили. А помощником в этом нам будет книга - «Краткое описание приходов Енисейской епархии» - репринтное издание 1916 года, изданное КО РФК ХТО «КРАЕВЕД».

Вступительное слово ведущего.

Храмы как люди - они рождаются, живут и умирают. Их судьба бывают не менее трагична, чем судьбы людей. Яркий пример тому -20 век. К началу 1917 года в Минусинском уезде было 127 православных церквей, молельных домов и часовен. 23 из них каменных. На сегодняшний день сохранилось не более 10 из них, в 5-ти из которых, после проведения восстановительных работ, возобновились службы. Это Минусинский Спасский собор. Новоберёзовсках церковь Идринского района, церковь в селе Кочергино, в селе Каратуз и селе Малая Минуса. Не прошло время бесследно и для населённых пунктов Минусинского уезда. Часть из них оказалась на дне водохранилищ Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, какие-то просто исчезли с лица земли, а какие-то выросли и похорошели. В нашей группе учатся ребята из разных частей Красноярского края. Они кратко расскажут нам об истории своих родных сел и деревень. Одним из самых старых населённых пунктов Минусинского уезда является село Краснотуранское. Там живет Ермаков Лёша. Предоставим ему слово.

Село Краснотуранское называлось раньше селом Абаканским. Заселено оно было казаками в конце 17 века. В 1709 году жители прирубили к бывшей часовне алтарь, и церковь была освящена во имя Архистратига Михаила.
Абаканск первоначально назывался городом, потому что был огорожен деревянной стеной, служившей вместо крепости. Здесь были бойницы для постановки пушек и стрельбы из них и ружей. В 1759 г. была заложена новая деревянная церковь, вместо старой обветшалой на другом удобном и неводоемном месте во имя Вознесения Господня с пределом Архистратига Михаила, в 1766 году она была освящена. В 1797 году была заложена каменная церковь, в которой кроме двух названных пределов был еще заложен предел во имя Св. Николая, Архиепископа Мир - Ликийского Чудотворца.
Первоначально Абаканский приход был приписан к Тобольской епархии, с 1823 к Иркутской, с 1834 к Томской, а с 25 мая 1861 г. к Енисейской.
Село Абаканское стоит на протоке реки Енисей. Местность степная, почва песчаная и суглинистая, на возвышенных местах есть черноземы, леса мало, местность здоровая. Расстояние до Красноярска 400 верст, до Минусинска 75 верст, до пароходной пристани 6 верст. Почтово-телеграфная контора, мировой участок, волостное управление и врачебный пункт находятся в с. Абаканском. В приходе 8 деревень, а именно: Бузанова, Сорокино, Биря, Сыда, Усть-Сыда, Абакано -Преревозная, Моисеевка и Бородина. Расстояние между ними и Абаканским от 5 до 25 верст. В приходе одна каменная церковь, три молитвенных дома и одна часовня. Во всех деревнях прихода открыты министерские школы, а в Абаканске 2-х классное училище, отрытое 1 декабря 1860 года. Учащих в школе 5 человек, а обучается в ней 121 мальчик и 90 девочек. Здание для училища каменное, обширное, прекрасное и весьма удобное, собственное. В Бузуновой и Сыде школьные здания деревянные, собственные, а в остальных деревнях школы помещаются в наемных домах, неудобных. Современное село Краснотуранское возникло после затопления села Абаканское водами Красноярского водохранилища.

В Шошино живёт Гельрод Сергей. Он кратко расскажет нам историю этого села.

Село Шошино входило в состав Кочергинского Вознесенского прихода, который был открыт в 1857 году, выделившись из соседнего Тесинского прихода. Почти весь приход за исключением д.д. Жерлык и Таскино находится вблизи реки Туба. Кроме указанных деревень в приход входят д.д. Кочергино, Шошино, Мурина, Белый Яр. Местность везде степная и гористая, лесу почти совершенно нет, не считая отдельных рощиц сосен, берез, осин и тополей. Местность в общем здоровая. С. Кочергино находится в 570 верстах от губернского города, в 50 верстах от уездного города Минусинска, в 15 верстах от почтового отделения в с. Курагино. Волостное правление находится в самом селе, а врачебный пункт в 40 верстах в селе Каратуз. Все села прихода образовались из заимок и поселков переселенцев немного позднее самого села Кочергино. Пути сообщения удобны, за исключением весеннего времени. Церковь в приходе одна, каменная. До 1907 г. храм был деревянным. Новый храм выстроен в нескольких саженях от старого и окружен каменной и железной оградой. Престол один в честь Вознесения Господня. Церковная летопись ведется с 1862 года. Молитвенные дома имеются в д. Муриной с 1893 года и в д. Жерлык с 1914 г. Церковные школы имеются в с. Кочергино - однокласная, в своем кирпичном здании с квартирами для учащих. В школе двое учащих и до 100 учащихся. В д. Белый Яр - однокласная в собственном деревянном здании, с одним учащим и 40 -50 учащимися. В д. Жерлык - однокласная, своего здания нет. Один учащий и до 60 учащихся. Кроме этого в д.д. Шошино, Таскино, Муриной имеются министерские школы. Всего населения в приходе в 1916 году 7419 человек. Из них мужского пола 3652 и женского 3767.Состав населения преимущественно сибиряки. Переселенцы находятся преимущественно в д.д. Муриной и Белый Яр. Прибыли из Пермской, Тамбовской, Орловской, Саратовской и Витебской губерний. Занятие жителей преимущественно-хлебопашество. Есть около д. Шошино два крупчатых завода.

В Знаменке живёт Петров Женя. Раньше это село входило в состав Лугавского прихода. Послушаем его историю.

Лугавский Троицкий приход выделился из прихода градо-Минусинского собора в 40-х годах 19 века. Расположен он в степи на берегу р. Енисей. Местность здоровая. От епархиального города находится в 500-х верстах, от уездного г. Минусинска в 23-х верстах. В последнем находится пароходная пристань и почтовое отделение. Врачебный участок находится в с. Каптырево в 40 верстах. В приходе 5 деревень: Кривая, Алтай, Каменка, Знаменка и Лыткино. Расстояние от них до села от 2-х до 15 -ти верст, пути сообщения удобные. В приходе один каменный храм, построенный в 60-х ходах в честьСв. Живоначальной Троицы. Второй престол в честь Введения в храм. Пр. Богородицы. При церкви очень хорошая библиотека. В приходе молитвенный дом в д. Алтай и церковь в д. Кривая. В приходе 4 школы: церковно - приходская в с. Лугавское на 70-80 учащихся с двумя учащими и три министерских школы в деревнях. Населения в приходе 2031 мужского пола и 1942 женского. Большинство старожилы, есть казаки, ссыльные и переселенцы 60-х годов. Главное занятие хлебопашество и скотоводство.

До революции в состав Минусинского уезда входила и значительная часть нынешней Хакасии, в том числе и село Таштып. Там живет Кулаков Ваня. Ему слово.

Таштьшский Христорождественский приход открыт в 1833 году. Село носит название по реке, на которой оно расположено. Слово Таштып по-татарски означает каменистое дно. Приход выделился из прихода Аскызской Петро-Павловской церкви. Селение Таштыпское основано казаками, назначенными для охраны границы. В начале была устроена сторожевая изба и конюшня, обнесенная кругом деревянной стеной; в последней были прорублены небольшие отверстия для наблюдения и стрельбы по киргизам и другим неприятелям, которые делали набеги из смежной Монголии. В последствии для окарауливания границы потребовалось большее число казаков, а, следовательно, появилась нужда в большем количестве жилищ. Таким образом, было положено основание селению под названием «Таштьшский форпост» В 1852 году он был переименован в Таштыпскую станицу, начальниками которой состояли офицеры, по большей части из урядников. В 1871 году селение перешло в ведение гражданского начальства, казаки перестали быть пограничною охраною и стали относить военную службу на общих началах. Окрестности села представляют собой леса и степь. Местность подвержена постоянным ветрам, с суровым климатом. Дни летом бывают очень жаркие, а вечером требуется шуба. Приход Таштыпский отстоит от г. Красноярска в 700-х верстах, от Минусинска в 160 верстах. В с. Таштып учреждены волостное правление и почтовое отделение. Деревень в приходе три: Имек, Арбаты и Абаканско-заводская. В приходе церковь одна, здание каменное с такой же колокольней и оградой. Построена в 1833 году в честь Рождества Христова. Молитвенных домов в приходе два, из них один в с. Таштып на сельском кладбище, во имя. Св. Николая, второй во имя. Св. Николая в деревне Арбатской. Церковных школ в приходе нет, во всех селениях имеются министерские школы. Жителей в приходе 2809 человек, большей частью казаки и крестьяне. Основное занятие хлебопашество и скотоводство.
Относилась к Минусинскому уезду и деревня Копьёво, входившая в состав Ново-Марьясовского прихода. Там живет Жигалов Женя.

Приход открыт в 1858 году. Церковь была заложена в конце 1865 года, а освящена е 1862 году В состав прихода вошли деревни Ново-Марьясова, Кугунекская , Больше-Сютикская , а позже Тургужана, Марьясово,Малый Сютик, Копьево. Приход расположен по обеим сторонам реки Чулым. В состав прихода кроме перечисленных деревень вошло 13 улусов и Учумская экономия. Население прихода - крестьяне и оседлые инородцы. К 1 -му января 1916 года крестьян в приходе числилось 1466 душ м.п. и 1215 ж. п., а инородцев 763 души м.п. и 861 ж. п. С русскими инородцы живут в мире и согласии. Главное занятие крестьян и инородцев скотоводство и хлебопашество. В приходе две школы - в селе Ново-Марьясовском церковно-приходская и в д. Копьево министерская.

В селе Большие Кныши Идринского района живет Фомин Сергей. Он расскажет нам историю Кнышинского прихода.

Кнышинский приход открыт в 1888 году, выделением из Шалаболинского. Основано село переселенцами из Пермской губернии, а частию ссыльными элементами. Село расположено в лощине, с обеих сторон протянулись горы. Через село протекает небольшая речка «Кныш», впадающая в реку Суш, приток Тубы. Место степное, низменное, климат влажный, нездоровый. Растояние от Красноярска 505 верст, от Минусинска 100 верст, ближайшей ж.д. станции Ачинск 400 верст, пароходной пристани Сорокино 85 верст, почтового отделения Почаева 25 верст, врачебного пункта с. Идра 35 верст, волость в селе открыта в 1911 году. Деревень в приходе 6: Казанско-Богородская, Никулино, Епишет, Петропавловка, Мало-Кнышинская, Сергиево-Мигнинская. Населены они частично старожилами, а частью переселенцами из Пермской и Тамбовской губерний ( мордва). В приходе одна церковь перевезенная из с. Идры. В 1915 году закончено строительство новой обширной церкви во имя. Св. Великомученика Георгия. Всего в приходе 6414 душ обоего пола. Жители занимаются исключительно хлебопашеством.

Конечно, нельзя обойти стороной и главный город Минусинского уезда-сам Минусинск. Можно очень долго рассказывать о гордости Минусинска-Минусинском Спасском соборе. Но сегодня хотелось бы вспомнить, отдать дань памяти тем храмам, которые не смогли дожить до наших дней, или дошли в очень изменённом виде. Так в сороковые-пятидесятые годы исчез с лица земли прекрасный Свято-Троицкий храм, построенный на людские пожертвования в 1885 году. На его месте сейчас школа №5.Историю этого прихода расскажет нам Гурьев Вася.

Приход Градо-Минусинской Троицкой церкви открыт в 1885 году, выделившись из прихода Минусинского Спасского собора. Необходимость строительства в Минусинске второго храма чувствовалась еще в первой половине 19 столетия, а при увеличении города стала настоятельной. По постановлению Минусинской Городской думы от 10 декабря 1876 года заключено произвести постройку церкви и с начала весны приступить к заготовлению необходимых материалов. Строителем церкви был купец первой гильдии Иван Гаврилович Гусев. В августе 1885 года храм был освящен. В длину с колокольней 17 сажень, в ширину 7 сажень и в высоту 6 сажень 11 вершков. Обнесена каменной оградой и в архитектурном отношении отличалась художественностью отделки. Престол один во имя Живоначальной Троицы. Деревень в приходе две: Малая Минуса и Новотроицкая. Малая Минуса основана рабочими Ирбинского завода в 1770 году и представляла собой до 1900 года выселок города. Занятия жителей: промышленность, торговля, землепашество и прочее.

Другой храм-Вознесенский закрылся совсем молодой. Строился он на средства купеческой семьи Зайцевых с 1908 по 1911 год, освящен в 1913 году, а в 1922 закрыт. Снести его, по рассказам старожилов, не удалось-крепко строили наши предки, даже взрывчатка не помогла. Храм, хотя и обезглавленный, стоит и поныне в районе старого рынка. Внутри его магазины к бакалейные склады. Историю этого прихода расскажет нам Симакова Лида.

Приход Градо-Минусинской Вознесенской церкви открыт в 1913 году. Выделился он из приходов Соборной Троицкой церквей. Храм строился на пожертвования Никифора Михайловича и Марии Павловны Зайцевых, вложивших несколько десятков тысяч на постройку и украшение храма. Храм был закончен в 1911 году. К Вознесенскому храму отошла часть г. Минусинска, начиная от улицы Петра 1 ,а также д. Комаркова и заимки: Ключинская, Широковская, Каныгинская и Барнаульская. Церквей, кроме приходской, в приходе нет. В деревне Комаркова есть молитвенный дом. Всего в приходе числится 1632 м.п. и 1612 ж.п. Часть прихожан занимается выделкой овчин, приготовлением пимов, шуб, торговлей, извозным промыслом, посадкой арбузов, хлебопашеством.

В самом центре старого Минусинского кладбища, возраст которого превышает 180 лет, располагался Сретенский храм. Его историю расскажет нам Хорошевский Андрей.

История Сретенского храма во многом знаменует историю России конца 19 века, революционных и сталинских лет. Построен храм в 1864-66 годах на деньги купца Масленникова И.С. Довел дело до конца купец И.Артемьев. Красавец храм из кирпича и дикого камня был освящён в 1867 году во имя Сретения Господня, а третий купец И.3анин в 1896-97 годах пристроил колокольню со сторожкой и кладовой,пожертвовал подсвечники, паникадило, Евангелие. Церковь входила в состав прихода градо-Минусинского Спасского собора. Закрыт храм был в 30-е годы. В 1997 году началась реставрация храма. Были очищены стены, настелены полы, устроена кровля, покрыта железом крыша. Однако стараниями современных вандалов храм снова был сожжён.

Заключительное слово классного руководителя.
В начале классного часа я уже говорил, что и в нашем времени есть много хорошего и интересного. Мы строим свободное общество в котором сами можем решать ,как нам жить и во что нам верить. Но свобода это не вседозволенность. Её нельзя представлять, как образно выразился один из политиков в виде перекрёстка, на всех светофорах которого горит зелёный свет. Предоставляя нам права, она накладывает на нас и определённые обязанности. И одна из них - это уважение к взглядам людей, живущим рядом с нами, как бы мы к этим взглядам не относились. Будь то атеисты, православные, католики или мусульмане. Давайте не будем повторять исторических ошибок и пытаться переделать их под себя, тем более с помощью взрывчатки и бульдозеров, как это пытались сделать с душами русских людей после революции, взрывая и разрушая православные храмы. Зло может породить только зло. А чтобы не заканчивать классный час на этой грустной ноте, послушаем в заключении одно стихотворение. Как и храм на старом кладбище, оно посвящено одному из христианских праздников - Сретению Господню. Написал его замечательный поэт - Иосиф Бродский. Мне кажется, что это стихотворение очень оптимистично. Читая его, лично у меня возникает ощущение, что какие бы невзгоды и испытания не обрушивались на нашу страну, мы всё выдержим, выстоим и всё у нас будет хорошо. А чтобы всем было понятно, о чем идет речь в стихотворении - краткая история праздника: Еврейский народ тысячелетиями ждал мессию, который придёт и изменит его жизнь к лучшему. И одному благочестивому старцу Симеону было обещано в видении, что он не умрёт, пока не увидит сына Господня. По преданию старец жил очень долго и уже устал. И вот дева Мария первый раз приносит в храм младенца Иисуса. Встреча состоялась. Пророчество свершилось. Праздник знаменует как бы историческую межу -закончилось время Ветхого завета, время жизни по законам Моисея. Начинается эра Христианства!


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сретенье
Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: он – твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в нем».- Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Слова-то какие» И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В Лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.














Литература
1.Наш Минусинск. Будни.Праздники. Судьбы. Красноярск, «Осфет», 2000 г.
2 Краткое описание приходов Енисейской епархии. Репринтное издание,1916 год. Красноярск., КО РФК ХТО «КРАЕВЕД», 1995.









































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Вознесенская церковь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Троицкая церковь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Сретенская церковь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Минусинский Спасский собор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Минусинский Спасский собор