Статья на тему Краеведение-одно из направлений социализации младших школьников

одно из направлений социализации
младших школьников ( из опыта работы)
Соколова Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные родные места, исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории родного края и, конечно, это люди - гордость и слава родного города .
Краеведение одно из важнейших направлений духовно- нравственного воспитания – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей, что соответствует ФГОС.
Я расскажу о внеурочной деятельности «В родном краю», которая направлена на изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, совместные экскурсии по музеям. Немаловажным фактором такой деятельности является и формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, развитие интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Край ты мой, родимый край!», «Как хорошо, что есть семья.», «Маленькие открытия родного края », «Народное творчество Липецкой земли», «Замечательные люди Липецкого края», «Люби и знай свой край».
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием области, предположить перспективы развития.
Занятия внеурочной деятельности носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история  это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, быть толерантными.
Основная цель - заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Для реализации целей я решаю следующие задачи.
Образовательные:
Научить первичным навыкам проектной работы на основе краеведческого материала.
Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного города.
Изучение истории и природы своего родного города.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей учащихся.

Принципы организации деятельности.
Гуманизация, личностно-ориентированный подход. научность . доступность, дифференцированный подход, практическая направленность.
Формы организации деятельности.
Групповые, коллективные, индивидуальные.
Формы занятий.
Игра, экскурсия, беседа, практическая работа, творческая работа, викторина, проектная деятельность
Формы отслеживания результатов.
Презентации, защита проектов, краеведческий сборник класса, участие в краеведческих конкурсах различного уровня.

Такие формы работы позволяют сформировать у младших школьников умение собирать краеведческую информацию, делиться ею с друзьями, взрослыми, обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Краеведение –одно из важных направлений в моей работе. Результаты краеведческой деятельности можно проследить по участию в мероприятиях различного уровня.

В 2013и 2016г мои воспитанники стали призёрами городского интеллектуально-познавательного конкурса «Юные знатоки родного края»,проводимого ЕГУ им.Бунина в номинации «Авторское стихотворение о родном городе».
В 2015г весь наш класс принял участие в городской экологической акции «Будем друзьями птиц! » Ребята не только подкармливали зимующих птиц около школы и возле своих домов, но и развешивали листовки в микрорайоне с призывом к жителям города «Покормите птиц зимой!» .
Так же в нашем классе коллективно создан альбом по страницам Красной книги Липецкой области. Эта групповая работа позволила каждому учащемуся внести свой вклад в общее дело по сохранению окружающей среды.
К 75 –летию освобождения Ельца от немецко-фашистских захватчиков проведена работа по сбору информации о родственниках, участниках ВОВ и людях, защищавших наш город от врага. Результатом такой деятельности стало мероприятие «МЫ помним», проведённое совместно с учащимися второго класса.
В декабре 2016г. ученица моего класса Рябцева Полина приняла участие в конкурсе по краеведческому ориентированию. Работа по составлению карты-схемы улиц нашего города была как сложной, так и интересной. Это был первый опыт участия для третьеклассников в таком мероприятии.
Одно из важных мест в такой деятельности занимают исследовательские проекты как групповые, так и индивидуальные.
Так в 2014 г. исследовательская работа Куреева Сергея «Каракумский мост- достопримечательность города Ельца» была представлена на региональной конференции «К вершинам знаний» и завоевала 3 место. А в 2016г. работа Шеховцовой Вероники по теме «Мемориальный комплекс на площади Революции», приуроченная к 870- летию основания города Ельца получила 2 место в номинации «Исследовательский проект» областного конкурса Юные знатоки родного края», ежегодно проводимого ЕГУ им. Бунина.
Неотъемлимой частью краеведческой работы являются и экскурсии как по родному городу, так и области. На протяжении веков Елец славился своими умельцами. Экспозиции городских музеев раскрывают перед школьниками самобытность нашего края, знакомят со знаменитыми людьми, развивают гордость за свою малую родину.
Я люблю свой город и свою родину и стараюсь привить ребятам эти чувства. Считаю, что такая краеведческая деятельность поможет раскрыть у школьников эмоциональную отзывчивость к объектам природы и человека, развить интерес и истории и культуре своего края, выразить своё отношение творческими средствами. Что и является составной частью духовно- нравственного воспитания школьников.

Я-ельчанка, и этим горжусь я .
Жив мой город, живу и я.
Здесь мой дом, родная сторонка.
Край родной, я люблю тебя!

Использованные источники информации.

1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010
2. Программа творческого объединения мл. школьников «Моя малая Родина», Шильникова Е.В., зам. директора по ВР МОУ «Новопокровская СОШ» 3.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.











13PAGE 15


13PAGE 14215





15