Логическая грамотность, как одно из направлений развития функциональной грамотности младших школьников.


Логическая грамотность, как одно из направлений развития функциональной грамотности младших школьников.
Пасынкова Татьяна Георгиевна
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №60»
Октябрьский район, г. Караганды, Казахстан
Образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. В 2012 году Постановлением Правительства РК был утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации современного образования в нашей стране.
Национальный план действий 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ориентир для усовершенствования качества образования Республики Казахстан.
Инновационные процессы в системе образования наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально-развитой личности.
Формированию логической грамотности, в данный период времени, придаётся особое значение и основным средством её формирования являются уроки математики.
Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие младшего школьника, важной составляющей которого служит словесно-логическое мышление.
Математика – это наука о наиболее общих и фундаментальных структурах современного мира, она является важным источником принципиальных идей для всех естественных наук, современных технологий. Весь научно – технический прогресс человечества непосредственно связан с развитием математики. Математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику. Математика позволяет успешно решать практические задачи современного человека. Учебный предмет «Математика» способствует развитию интеллектуальной корректности, критичности мышления, способности различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности, логическому мышлению.
Логическая грамотность занимает важное место в изучении математики и других предметов, и имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Как показывает опыт, одним из эффективных способов развития мышления является решение младшими школьниками нестандартных логических задач.
Большинство учебников по математике для начальных классов содержат упражнения, цель которых - формирование у школьников логических операций (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Но, отсутствие специально разработанной системы подобных заданий в значительной степени усложняет работу учителя в данном направлении.
Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации нужны учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.
Постоянное использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности и динамичнее использовать математические знания в повседневной жизни.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
Предметно-действенное (наглядно-действенное).
Наглядно-образное.
Абстрактное (словесно-логическое).
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию произвольного, управляемого мышления способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
Одна из основных целей преподавания математики в начальной школе заключается в том, чтобы научить детей учиться, т.е. сформировать у них следующие учебные умения:
организационные (планирование учебной деятельности, умение формулировать свои цели и задачи);
коммуникативные (умение слушать, наблюдать, читать);
интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы);
оценочные (умение оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным и разнообразным, вызывают потребность в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать.
Решение арифметических задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов; развивает у них гибкость, вариативность и логичность мышления.
Включение нестандартных арифметических задач в уроки математики, предложение их для домашней самостоятельной работы, использование во внеклассной работе с учениками помогает учителю достичь высоких результатов в обучении младших школьников.
Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий.
задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности
необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.
нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.
Как показала школьная практика, обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач можно разделить на два этапа. 1.Проводится специальная работа по выводу и осмыслению общих подходов к решению таких задач.
2.Учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска решения конкретных задач.
Учащиеся должны знать рекомендации для решении нестандартных задач:
1.Бывает полезно построить к задаче ней рисунок или чертеж. 2.Для того чтобы решить задачу, бывает нужно ввести вспомогательный элемент (часть).
3. В поиске ответа на вопрос задачи можно использовать способ подбора.
4.Полезно переформулировать задачу, т.е. сказать ее другими словами, чтобы она стала знакомой и понятной.
5. Условие или вопрос задачи можно разделить на части и решить задачу по частям.
6. Решать задачу можно, начиная «с конца».(Указания носят рекомендательный характер)
Данные рекомендации можно комбинировать, выполнять и использовать в различной последовательности. В этом суть творческого процесса решения нестандартных задач.
Для полноценного формирования логического мышления у младших школьников предполагается обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию и т.д.
В течение учебного года периодически проводить тесты, включающие рассмотренные выше типы заданий. В результате этих тестов дети показывают уровень развития логического мышления.
Процесс развития логического мышления младших школьников педагогически управляем, и при осуществлении этого управления на практике позволяет достичь высоких результатов.
Развитие математических способностей детей через развитие математического стиля мышления - дело требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом.
Большинство детей с трудом овладевают начальными приемами математического мышления, что можно объяснить стихийностью развития логического мышления. Выпускники начальной школы, у которых не сформированы основные логические приемы мышления, переходя в среднее звено, сталкиваются с большими трудностями.
Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитая память (особенно, логическая), внимание мешают ученику полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал. Учителю начальных классов необходимо уметь оказывать помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании материалов учебной программы.
Работа по развитию логического мышления требует строго определенного порядка действий, так как внутри системы логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим.
При отсутствии специальной педагогической работы может не только не происходить развитие логического мышления, но и наблюдаться его деградация. Поэтому целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников необходима и должна быть специально организована.
Выпускник начальной школы с развитыми способностями сохраняет познавательную активность, положительный эмоциональный настрой и более успешен в дальнейшем обучении.
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», 27.01.2012.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», 14.12.2012.  Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана. 2010 г.  Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Астана. 2012. 
Книги, сборники:
Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. - М.: Педагогика, 2003.
Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. - М.: Мегатрон, 2004. – 67
Фридман Л.Н., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М., 2008.
Электронные ресурсы
Курсовая работа «Логическая грамотность на уроках математике»http://roovee.net/c6/item12864.html http://infourok.ru/proekt-po-teme-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki-489409.html Дипломная работа «Формирование логической грамотности при обучении математике младших школьников»http://bibliofond.ru/view.aspx?id=565064