Рабочая программа дисциплины «Обществознание» ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта


ОГБОУ СПО Ульяновский техникум железнодорожного транспорта
Рабочая программа дисциплины «Обществознание»
Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» разработана на основе примерной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.05.2007 г. № 03 – 1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании ЦМК общего гуманитарного и социально-экономического цикла
Председатель ЦМК
________________ С.В. Усанова
Протокол заседания ЦМК
№ ______ от ____________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
_____________ И.А. Родионова
_____________ 20___ г.
Автор – разработчик:Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Рецензенты:
____________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
____________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
© ОГБОУ СПО УТЖТ
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы 8
условия реализации программы учебной дисциплины 25
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 30
приложение 31
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям СПО базовой подготовки:
- 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);
- 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог;
- 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте);
- 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
- 140409 Электроснабжение (по отраслям);
- 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.
Основной формой контроля по дисциплине является аттестация в форме дифференцированного зачета.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение обществознания на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания
Содержание программы способствует формированию общих компетентностей:
-ОК 1
-ОК 3
-ОК 4 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-ОК 5
-ОК 7
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
в том числе: оформление результатов выполненных работ 18
выполнение расчетно-графической работы 10
составление таблицы соответствия 8
составление опорного конспекта 4
изучение дополнительной литературы 2
написание реферата 12
подготовка сообщения 5
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04. История

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение
Знания:
- предмета исследования обществознания;
- методов исследования обществознания 1 Содержание учебного материала: 1 1. Социальные науки.
Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания 2
Раздел 1.
Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе 23 Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Знания:
- природы человека;
- социальных качеств человека;
- проблем познаваемости мира;
- взаимоотношений человека в системе социальных связей
- понятия истины и её критерии;
- основных видов профессиональной деятельности человека;
- форм социального изменения общества;
- особенностей современного мира( глобализация и антиглобализация). 16 Содержание учебного материала: 10 1. Природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. 2
2. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. 2
3. Человек в системе социальных связей. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Самостоятельная работа обучающихся:
1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области). Реферат 6 Тема 1.2 Представление об обществе как сложной динамичной системе. Знания:
- понятия система
- общества как сложной динамической системы
- что такое общество
- необходимость регулирования общественных отношений,
- сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- глобальные проблемы современности
7 Содержание учебного материала: 6 1. Общество. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. 3
2. Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем 3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области)
Написание реферата 1 Раздел 2
Основы знаний о духовной культуре человека и общества 14 Тема 2.1
Духовная культура личности и общества.
Знания:
- основных типов культуры;
- значение духовной культуры личности и общества в общественной жизни
- характеристики естественных и социально – гуманитарных наук;
- основных принципов и норм морали;
- основных видов искусства 3 Содержание учебного материала 2 1. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в Ульяновской области.
Изучение учебной и справочной литературы 1 Тема 2.2 Наука и образование в современном мире Знания:
- роль науки и образования в современном мире
- виды наук;
- функции наук;
- что такое государственное образование;
- виды учебных заведений
6 Содержание учебного материала: 4 1. Наука и образование в современном мире. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.
2.Изучение учебной и справочной литературы
3. Составление плана- конспекта и учебником 2 Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Знания:
-основных элементов духовной культуры(мораль, искусство и религия);
-виды религии;
-основных принципов и норм морали;
-особенностей мировых религий. 5 Содержание учебного материала: 2 1. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.
2.Изучение учебной и справочной литературы
3. Составление плана- конспекта и учебником
3 Раздел 3
Экономика 37 Тема3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Знания:
- типов экономических систем
- определения экономики как науки и хозяйства;
- определения рынка и законы действующие на рынке;
- определения ВВП и его структуру;
- понятия безработицы, причины и последствия;
- определения инфляция, виды, причины, последствия;
- основных глобальных экономических проблем Содержание учебного материала 6 1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства Разделение труда, специализация и обмен. 3
2. Типы экономических систем. Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. 3
3. Экономика семьи. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.) 2 Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Знания:
-роли рыночных отношений в экономике;
-понятия по теме;
-экономических функции государства;
-виды рынков;
-роли фирм в экономике;
-формы монополии ;-плюсы и минусы конкуренции;
-основы менеджмента и маркетинга 12 Содержание учебного материала: 8 1. Рыночные отношения в экономике. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. 2
2. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные рыночные структуры. 2
3. Экономика и государство. Экономические функции государства. Основные организационные формы бизнеса в России. 2
4. Основы менеджмента и маркетинга. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристика социальных отношений в обществе. Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов по темам.
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.) 4 Тема3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Знания:
-понятия по теме;
-расчет ВВП;
-причины безработицы;
-экономического роста и развития;
-виды инфляции, причины и последствия. 11 Содержание учебного материала 6 1. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной системы.
2
2. Занятость и безработица. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия 2
3. Финансы в экономике. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Самостоятельная работа обучающихсяРабота с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме.
Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
5 Тема3.4. Основные проблемы экономики России..
Знания:
-понятия по теме;
-проблемы экономики в современной Росси;
-государственной политики в области международной торговли;
-элементы международной экономики;
-основные элементы международной экономики. 6 Содержание учебного материала: 4 1. Проблемы экономики в современной Росси. Элементы международной экономики.
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
2 Раздел 4
Социальные отношения
28 Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.
Знания:
- социальной структуры общества;
- основных характеристик социальной стратификации и социальной мобильности;
- определения социальная норма, санкции, социальная стратификации, семья;
- видов социальных норм и санкций;
- социального развития и молодежи;
- особенностей социальной стратификации в современной России;
- общей характеристики семьи;
- конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации. 12 Содержание учебного материала: 6 1. Социальная структура общества. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 2
2. Социальное развитие и молодежь. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Общая характеристика социальной структуры индустриально развитых стран. Работа с дополнительной литературой. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам 4 Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Знания:
-основные понятия по теме;
-виды социальных норм;
-виды, формы и значение социального контроля;
-социального взаимодействия 8 Содержание учебного материала: 4 1. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2
2. Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам 2 Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы
Знания:
-понятия по теме;
-видов семьи;
-роль быта в семье;
-актуальных проблем современного общества и молодежи;
-виды социальных общностей;
-виды межнациональных отношений. 10 Содержание учебного материала: 8 1. Нации и межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество. 3
2. Семья и быт. Семья в современном обществе. 3
3. Социальная сфера. Актуальные проблемы современного общества и молодежи. 3
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам 2 Раздел5
Политика как общественное явление 26 Тема5.1. Политика и власть.
Знания:
-понятия политическая система;
-роли государства в политической системе;
-основных типов общественной власти;
-внутренние и внешние функции государства;
-понятия демократии и правового государства;
-причины и особенности экстремистских форм политического участия,
-признаки гражданского общества и правового государства;
-отличительны черты выборов в демократическом обществе,
-классификацию политических партий и движений;
-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации 10 Содержание учебного материала: 6 1. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. 2
2. Политическая система. Политическая система,ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. 2
3. Демократия. Правовое государство. Основные ценности и признаки демократии.. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой; работа с политической картой мира.
Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой. Составление плана – конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы. 4 5.2. Участники политического процесса
Знания:
-политического процесса и его элементов;
-субъектов и объектов политического процесса;
-понятия темы;
-защита прав человека;
-роль политических элит и политического лидерства в политическом процессе;
-отличительны черты выборов в демократическом обществе,
-классификацию политических партий и движений;
-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации 16 Содержание учебного материала: 10 1. Участники политического процесса.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 2
2. Политическая элита. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России 2
3. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации 2
4. Защита прав человека. СМИ в политике. СМИ и коррупция. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
2
5. Политические партии и движения. Их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. 2
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с учебной литературой. Составление плана – конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы. Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
6 Раздел 6.
Право 37 Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Знания:
-места право в системе социальных норм;
-основные источники права;
-особенностей правовых и моральных норм;
-основные формы права;
-субъекты и объекты правоотношения и правонарушения;
-основ конституционного строя Российской Федерации и основные конституционные права и обязанности граждан в России;
-характеристики основных отраслей гражданского права, структуру правовых отношений. 8 Содержание учебного материала: 6 1. Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Правовые и моральные нормы.Частное и публичное право.
Основные формы права. Правовые отношения и их структура. 2
2. Источники права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 2
3. Правоотношения и правонарушения. . Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристика становления новой Российской государственности.
Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой 2 Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Знания:
-понятия по теме;
-структуры конституционного права РФ;
-система государственных органов РФ;
-основы конституционного строя. 11 Содержание учебного материала: 8 1. Конституционное право РФ. Конституционное право РФ, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
2
2. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России 2
3. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой
Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросу
«Местное самоуправление на примере Ульяновской области»
Россия и глобализация. Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта; работа с периодической печатью, подготовка сообщений. 3 Тема6.3. Отрасли российского права
Знания:
-понятия по теме;
-норм и отраслей Российского права;
-понятия и структуры гражданского права;
-субъектов и объектов гражданских правоотношений;
-основных экономических, культурных и социальных прав;
-основных элементов семейного и трудового права.
13 Содержание учебного материала: 8 1. Нормы и отрасли Российского права.
Защита прав потребителей.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. 3
2. Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
3. Экономические, культурные и социальные права. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. 4. Семейное право. Трудовое право. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
5 Тема6.4. Международное право
Знания:
-понятия по теме;
-источники международного права;
- международная защита прав человекаосновные документы. 5 Содержание учебного материала: 2 1. Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
3 Резерв 10 Итого 176 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1.Посадочные места по количеству обучающихся;
2.Рабочее место преподавателя;
3.Доска классная;
4.Шкафы, стеллажи.
Средства обучения:
1.Учебные пособия, настенные исторические карты;
2.Демонстрационные картины и таблицы;
3.Раздаточные наглядные пособия;
4.Дидактические раздаточные материалы;
Технические средства обучения:
1.Компьютер
2.Интерактиная доска AktivBoard Интернет-ресурсы:
1.http://www.auditorium.ru/- Социально-гуманитарное и политологическое образование(система федеральных образовательных порталов),
2.http://www.history.perm/- Исторический портал
3. http:/history.machaon.ru/-«Международный исторический журнал»
4.http://www.historia.ru/-«Мир истории» (Российский электронный журнал) 5.http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/- Федеральный фонд учебных курсов
6.http://edu.tsu.ru/historynet/- Интернет для историков
7.http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm- Материалы русской истории.
8.http://www.fond.ru/inst/danyl.htm- Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
9.http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm- Учебник истории под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала XX века»
Темы рефератов
1.Общество и его регуляторы.
2.Право – воплощение справедливости и добра.
3.Права человека – эволюция развития.
4.Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
5.Права потребителей.
6.Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
7.Конституция РФ – основной закон жизни государства.
8.Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
9.Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
10.Тоталитаризм – феномен XX столетия.
11.Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
12.Политика – наука, искусство и профессия.
13.Свободные выборы – утопия или реальность.
14.Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
15.Демократия – за и против.
16.Политические партии и лидеры современной России.
17.Лидер – кто он?
18.Политические идеи русских мыслителей.
19.Молодежь и ее роль в современной политике.
20.Политические реформы в современной России.
21.Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
22.Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
23.Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
24.Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2008-392 с.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2009-243с.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.–М., 2008-432 с.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2008-135 с.
Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл.-М., 2009 -152 с.
Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2009-96 с.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011-143 с.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М.,2011-98 с.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. 10кл.– М., 2010-243 с.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2011-298 с.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2011-243 с.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразовать учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2011-175 с.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012-234 с.
Для преподавателей
1.Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.– М., 2011-213 с.
2.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2009-86 с.
3.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 10 кл.– М., 2009-143 с.
4.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 11 кл. –М., 2008-243 с.
5.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2008-87 с.
6.Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. – М., 2008-43 с.
7.Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2008-42 с.
8.Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2008-67 с.
9.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (10кл.). – М., 2009-123 с.
10.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры.11 кл.в 4 ч. –М.,2009-43 с.
11.Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007-28 с.
12. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2009-56 с.
13. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2008-25 с.
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7.Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
8.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
9.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
10.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
11.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
12.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
14.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
15.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии -экспертная оценка выполнения контрольной работы;
-экспертная оценка выполнения практического задания;
-дифференцированный зачет
Знания: – основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе -экспертная оценка результатов тестирования;
-экспертная оценка выполнения контрольной работы;
-экспертная оценка выполнения практического задания;
- дифференцированный зачёт
Приложение 1. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК Технологии формирования ОК
( техники, приемы и т.д.)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Поисковые и исследовательские технологии:
- семинар;
-дискуссия;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Поисковые и исследовательские технологии:
- работа в группах;
-диспут.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Поисковые и исследовательские технологии:
- дискуссия;
- работа в группах;
-мозговой штурм;
-проект.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; Поисковые и исследовательские технологии:
- работа в группах;
-
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Поисковые и исследовательские технологии:
-мозговой штурм;
- семинар;
- работа в группах;
-проект