Урок на основе Личностно-ориентированной педагогики


Личностно-ориентированная педагогика
(доклад-презентация)
Воронцов Г.Г.
учитель математики и физики
ГОУ СОШ №1148
им. Ф.М.Достоевского
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог –
наш современник В.А. Сухомлинский.
С этим согласны все:
Человек сам в себе лелеет способность быть хорошим в той или иной общественно значимой сфере.
Создание школой даже минимального пространства успешной самореализации преобразует ребенка в положительную личность.
Если педагогическая система ориентируется на заботу о ЛИЧНОСТИ, то ей удается мимоходом, без специальных усилий достигать того, на что не способно насильственное воспитание.
Вспомним показатели «пирамиды учения»:
наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения (лекция — 5%, а чтение — 10% успешных воспитанников),
наибольших — при условиях интерактивного обучения (дискуссионные группы) — 50%,
практика через действие — 75%,
обучение других или оперативное применение знаний — до 90% успешных выпускников).
Что можно использовать?
Каждый день учить не ради истины как самоцели, а истину использовать, как содержание своей заботы о ЛИЧНОСТИ.
Практическое осознание детьми, что лучше быть ХОРОШИМ, чем «плохим».
Некоторые технологические приемы:
Первый прием.
После объяснения не опрашивать учеников, а дать каждому листочек с подобранными к пройденной теории задачами и ответы к ним. Ученики начинают выполнять задачи . Как правило, большинство учеников правильного ответа получить не могут, так как подбор задач должен быть такой, чтобы заставлять работать их на чуточку более высоком уровне их возможностей.
А что делают ученики? Они идут с надеждой на помощь к учителю, который теперь постоянно занят их проблемами, с постоянным переходом от одной задачи к другой, от одного стиля помощи к другому в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. Вывод:
Такая учебно-организационная среда создает условия, при которых естественным образом возрастает ученическая самостоятельность, а она и есть ключ к самовоспитанию в учениках желания учиться. Создание такой образовательной среды, присутствие активного учителя (при условиях психологической совместимости учителя и учеников ) обеспечивают работу учеников с удовлетворением и они не замечают, как бежит время урока, а усталость является приятной.
Второй прием: обучение других
Напечатать половине учеников несколько задач на отдельных листках каждая. В начале занятия выдать их половине класса (тем, кто будет учить остальных). Неважно, если тот, кого надо научить выполнить задачу, окажется более развитым, чем его «учитель». После выполнения задачи они расходятся, и каждый ищет себе другую пару с тем, лишь бы разобрать попарно все задачи. Общаться можно только парами, а научить другого означает рассказать о решении задачи, а не просто дать для переписывания свое решение. За этим надо следить. Другими словами моделируется ситуация
« обучение других» — до 90% успешности обучения
Второй прием: обучение других
Напечатать половине учеников несколько задач на отдельных листках каждая. В начале занятия выдать их половине класса (тем, кто будет учить остальных). Неважно, если тот, кого надо научить выполнить задачу, окажется более развитым, чем его «учитель». После выполнения задачи они расходятся, и каждый ищет себе другую пару с тем, лишь бы разобрать попарно все задачи. Общаться можно только парами, а научить другого означает рассказать о решении задачи, а не просто дать для переписывания свое решение. За этим надо следить. Другими словами моделируется ситуация
« обучение других» — до 90% успешности обучения
Оценка результатов
Третий прием: «Самостоятельная тематическая работа по предлагаемому плану»
Есть простые программные темы . В таких случаях в начале занятия ученики в своих тетрадях записывают: «Самостоятельная тематическая работа по следующему плану ...» Дальше диктуются пункты плана в виде (например - физика): «Раскрыть физическое содержание понятия»; «описать в чем схожесть одного из другим, или чем отличаются одно от другого»; «Определить какая характеристика есть первичная, а какая вторичная» и т.п.
Рекомендации учителя и оценка результатов
При неуверенности ученик может проконсультироваться у учителя. Работа эта выполняется также на «зачет / незачет». Ученики предупреждаются, что работать с текстом надо внимательно, т.к.будет «сюрприз»- вопрос на зачете (без учебника и конспекта) с подвохом.
Оценка результатов
На зачете ученикам необходимо в коротком изложении раскрыть главное в вопросе, но уже без учебника и без конспекта, надо показать свой уровень результативности. Ученик имеет право, оставив свой листик, подсесть на консультацию к другому. Тот, кто консультирует, не имеет права просто показать написанное, а должен закрыть свои записи и объяснить товарищу необходимое. Ученики знают об учебных параметрах «пирамиды учения», а потому с удовлетворением работают в роли консультантов, надеясь на те «90 процентов». Их «миграции» регулируются так, чтобы все побывали в роли и консультанта, и консультируемого.
Собираться по трое и больше не разрешается. Все это как семинар-тренинг, цель которого подготовиться к письменной аттестации на «зачет / незачет» на следующем уроке. Последнее четко обеспечивает неформальное отношение к такой работе в группе и постепенно учит учеников работать в коллективе, учит согласованному целевому общению: самостоятельность — это хорошо, но без социальной производительности, она ничто.
Четвертый прием: открытый банк заданий
Для формирования у учеников привычки к самостоятельной работе формируется тематический «отрытый банк задач» (решение которых не является обязательным)-он содержит типовые задачи контрольной работы, зачета. Дополнительно ученик получает как обязательное одно домашнее задание по профильному предмету один раз в месяц. После этого проводится консультация по нему. В конце месяца ученик должен сдать работу на «зачет / незачет».
Пятый прием: придумай задачу
Ученикам предлагается придумать интересную задачу по текущей теме. При этом приходится применять СВОЙ интеллект , т.к. просто придумать уравнение уже не интересно! А это уже творчество! Понятно, что есть ученики, которым происходящее почти безразлично – таким предлагается решить «скучный пример» из учебника. Через несколько таких уроков обычно они тоже начинают включаться в творческий процесс. Понятно, что учитель все время помогает как индивидуальной, так и групповой консультацией.
Выводы.
Такой ряд приемов можно продолжать и продолжать, так как учительское творчество безграничное. Главное – не ограничиваться лишь умными разговорами об учительстве. Учительство держится тысячелетиями на конкретной практической деятельности. Но не надо забывать: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория», а то, что личностно-ориентированное обучение является отличной теорией, подтверждает практика учителей и школьников.