Описание системы работы учителя истории, созданной на основе положений личностно-ориентированной педагогики

ГУ «Основная специализированная музыкальная школа»





Описание системы работы учителя истории Турковой И.А.,
созданной на основе положений личностно-ориентированной педагогики












г.Рудный,
Система работы учителя – это специальное, организованное, целенаправленное, компетентностное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Моя система разработана на основе приоритетов, которые определены:
Конституцией Республики Казахстан;
Законом «Об образовании Республики Казахстан» от 27 июля 2007 г.
Концепцией 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан;
Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года;
Рекомендациями ЮНЕСКО по непрерывному образованию;
Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан, утвержденным в 2002 году;
Приказом РК от 18.10.05 г «Утверждение учебных программ по предметам всемирная история, история Казахстана, обществоведение»;
Инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания обществоведческих дисциплин в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году».

Особое внимание я уделила приоритету развития у будущих граждан Казахстана: чувства патриотизма, любви к своей стране, воспитания гражданской активности.
Поэтому в основе системы работы лежит идея гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В моей системе работы учителя просматриваются идеи отечественных, российских и зарубежных педагогов: Сарсекеева Б., Тулебаева Т. (всестороннее развитие личности), Караева Ж.А., Масыровой Р.Р. (дифференцированное обучение), Нитдерер Н.В. (конструктивная и аналитическая деятельность педагога), Туганбаев К., Хасанов Т. ( идеи гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории) Якиманской И.С. (личностно-ориентированное обучение), А.Гина (технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке), Хмель Н.Д. (о целостном педагогическом процессе), Бондаревской Е.В. ( идеи культуросообразного воспитания), Выготского Л.С., Роджерса К (идея самореализации собственного), Элькониной Д.Б., Давыдова В.В., Занкова Л.В (всестороннее развитие личности).
Идеология поликультуры, мира, согласия, ненасилия, права, достоинства, гуманизма, демократизации современного казахстанского общества являются философской основой моей системы.
Цель системы
формирование исторического сознания учащихся как основы в становлении гражданина и патриота Республики Казахстан;
формирование у учащихся системных знаний, раскрывающих исторический путь развития человечества с древности до нашего времени.
Таким образом, преподавание истории, раскрытие исторического образования, поставили передо мной ряд задач:
1. воспитывать ценнностно-ориентированную личность с сформировавшейся гражданской позицией;
2. сформировать у учащихся представление о многомерности изучения истории, альтернативности развития исторического процесса;
3. развивать у учащихся навыки творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа.
Принципы моей системы работы:
осознанность обучения – ученик должен чувствовать, что он должен знать, чему научиться и зачем.
диалогичность - т.к. образовательный процесс строиться на диалоге учителя и ученика;
субъектность обучения – способ учебной работы должен быть таким, чтобы отражать субъективную переработку учениками программного и дополнительного материала;
вариативность форм и содержания учебного материала: организация учебного материала предполагает возможность выбора, поэтому особое внимание обращается на содержательную сторону урока.

Основу моей системы работ
·ы составляют субъекты образовательного процесса в триаде: Ученик-Учитель-Ученики.
Исходя из принципов, строится содержание, определяются приемы и методы моей педагогической практики. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Они направлены главным образом на раскрытие ключевых компетенций: ценностно-ориентационной; учебно-познавательной, коммуникативной, информационно-технологической.
Известно, что положения теории можно перевести в плоскость педагогической практики посредством технологии. Для меня такой технологией является технология личностно-ориентированного обучения. Такое обучение, по мнению Якиманской Ираиды Сергеевны, одного из основоположников личностно-ориентированного подхода, ставит перед учителем несколько задач:
1) максимально выявить индивидуальный опыт учащегося;
2) развить способности каждого ребенка;
3) помочь ученику познать себя, самоопределиться.

Для решения первой задачи – максимального выявления и использования индивидуального опыта учащегося, на уроках истории Казахстана составляются комплект-пакеты. Это сборники заданий, в составлении которых принимают участие и ученики, помогают восполнить вакуум в средствах наглядности, источников, помогают в организации проблемного урока, восприятию яркой образной истории.

Решая следующую задачу, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, я использую личные наработки. Так, была залицензирована хрестоматия для учителя «История Казахстана в художественно-исторических образах». Задания и приемы работы с художественным текстом помогают развивать речевые, аналитические, исследовательские, познавательные умения и навыки. А также приобщают школьников к высоким идеалам отечественной истории, и создают тем самым самостоятельные представления об общемировом значении Казахстана в мировом контексте.

Современные технические возможности в области преподавания: использование компьютерных технологий, видео и аудио материалов, позволяют мне шире применять новейшие методы обучения истории. Работа над темой по самообразованию помогает мне реализовать третью задачу. Составление учащимися электронных презентаций является способом реализации ученика как личности, помогает его самоопределению.

Итак, современного учителя характеризует умение отойти от шаблонов педагогической деятельности и перейти к самостоятельному конструированию учебно-воспитательного процесса. Это побудило меня к созданию собственного конструктора уроков истории, на основе работ А.Гина. Конструктор отображает многообразие приемов и видов деятельности, как учителя, так и ученика, на любом этапе урока. Приемы могут варьироваться и переходить с одного этапа на другой. Цветовая гамма помогает мне увидеть на решение каких задач, направлен тот или иной вид деятельности. Поиск приемов приводит меня к постоянному заполнению пустых ниш конструктора.
Таким образом, такое конструирование любого урока обеспечивает условия Обучения, Объяснения, Оповещения, Озадачивания, Обсуждения, Опрашивания, Оценивания. Для учителя получается «великолепная семерка».
Таким образом, в ходе преподавания истории, я как учитель стараюсь выступать в роли:
транслятора исторического опыта человечества и личного субъектного исторического мировоззрения;
организатора межличностного взаимодействия в познавательной и коммуникативной деятельности;
двигателя гражданско-патриотических преобразований в становлении индивидуальности учащихся.
А ученики, соответственно, как:
носители субъектного исторического опыта,
субъекты учения и коллективной мыслительной деятельности,
источник личностного развития каждого и всех.

При системном подходе к обучению истории субъекты и объекты этой системы неразрывно связаны между собой. Выстроенная таким образом система, организует мою педагогическую деятельность на достижение положительных результатов и реализации поставленных задач:



15