Открытый урок Путешествие по Древней Греции


Путешествие по Древней Греции
Контрольно-обобщающий урок в форме игры.

Учитель: Хубулова Светлана СослановнаЦели: закрепить ранее изученный материал, систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, высказывать свою точку зрения; на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.), картина изображение Троянского коня, Прометея.
Ход урока
ИГРОВОЙ УРОК
I. Организационный момент. Речевая зарядка.
1) Правильный ответ-l0 баллов,
ответ с неточностями-5 баллов,
дополнение - 3 балла.
2) За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется.
3) За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за II и III- «4».
II. Проведение игры
•Разминка «Кто первый»
1. Назовите и покажите по карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная)
2. Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? (Плен, пиратство, самовоспроизводство, долговое - до реформ Солона.)
3. Кого в Греции в древности называли отцом истории? (Геродота)
•Внимание на экран!!!
1.На доску вывешивается изображение коня.
Вопрос: Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои.)
2. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве? (Спарта, цель - воспитать воина.)
3. Задание на экране - на карточке изображены виноград и сосуд для вина. Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы? (Дионису.)
4. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!)) - и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г. до н. э.)
5. Задание на доске - карточка с изображением Прометея, прикованного к скале.
Какому мифу посвящен этот рисунок? За что почитали греки героя этого мифа? (Прометей принес людям огонь.)
•Четвертый тур
1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)
2. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея? (Гомер.)
3. Кто мог считаться гражданином Афинского государства? (Уроженцы Аттики.)
4. Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры.)
5. Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея - о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова? (Миф об аргонавтах)
6. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора)
7. Как древние греки называли свою родину? (Элладой.)
8. В каком государстве Древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить? (В Спарте.)
9. Как называли себя древние греки? (Эллинами.)
10. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.) Восьмой тур
11. Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вы знаете? (Статуи 3евса, Афины.)
12. Сколько дней длились олимпийские игры? (Пять.)
13. Что означает слово «трагедия» (Песнь козлов.)
14. Какие вазы назывались чернофигурными? (На красном фоне черное изображение.)
15. Покажите на карте, где находится Греция? (На Балканском полуострове.)
•Реши задачу
1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государство? (Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей с разным количеством вещей.)
2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)
3. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях.
В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков-спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание; юноши-спартанцы днем прятались, ночью умерщвляли сильных илотов, боясь их восстания.)
4. В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице: Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава. Здесь поразили они гордые персов войска. Пешими поднялись против Азии конницы сильной, чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.
Объясните смысл этой надписи. Какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами.( Благодаря мужеству греческих воинов выиграли битву при Марафоне.)
5.Слово «фара» произошло от названия острова близь Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, а фары освещают путь машине.)
•Дать определения понятиям
Задание на экране :Республика
демос
комедия
колония
государство
Подведение итогов.